IATA изменила прогноз прибыльности аваиционной отрасли ан 2019 год

Основываясь на прогнозах недавнего падения цен на нефть и роста пассажиропотока, организация полагает, что отрасль должна достичь рекордного уровня прибыли в 2019 году, которая составит 35,5 млрд долларов.
«Мы ожидали, что рост затрат ослабит рентабельность в 2019 году. Однако резкое падение цен на нефть и прогнозы устойчивого роста ВВП стали положительным фактором. Поэтому мы с осторожностью надеемся, что дальнейшее создание стоимости для инвесторов будет продолжаться еще как минимум год. Но есть риск спада, поскольку экономические и политические условия остаются нестабильными», – комментирует Александр де Жюняк, генеральный директор IATA.

Топливо

Прогноз отрасли на 2019 г. основан на расчетной средней цене на нефть в 65 долл. США за баррель (Brent), которая ниже 73 долл. США баррель в 2018 г., после увеличения добычи нефти в США и роста запасов нефти. Это долгожданное облегчение для авиакомпаний, благодаря которому цены на авиационное топливо упали, хотя и более медленными темпами, из-за воздействия мер по снижению содержания серы в окружающей среде, предпринимаемых морским сектором, увеличившими спрос на дизельное топливо (конкурирующее у изготовителей с топливом для авиационных двигателей).

Ожидается, однако, что цены на авиационное топливо в среднем составят 81,3 долл. США за баррель в 2019 году, что ниже в средней цены 87,6 долл. США за баррель в 2018 году. Полный эффект этого снижения будет отложен из-за высокого уровня обеспечения в некоторых регионах. Ожидается, что топливо достигнет 24,2 проц. от средних эксплуатационных расходов авиакомпании (по сравнению с 23,5 проц., прогнозируемыми на 2018 год).

Пассажиры

Прогнозируется увеличение пассажиропотока на 6 проц. в 2019 году, что превысит прогнозируемое увеличение пропускной способности на 5,8 проц. и останется выше 20-летнего темпа роста. Это, в свою очередь, увеличит показатели наполняемости и будет способствовать увеличению производительности на 1,4 проц. (частично восстановив снижение на 0,9 проц., зафиксированное в 2018 году). Ожидается, что доходы от пассажирских перевозок, без учета дополнительных услуг, составят 606 млрд долларов США (для сравнения – в 2018 году было 564 млрд долларов США).

Экономическое развитие

Прогнозируется, что в 2019 году ВВП вырастет на 3,1 проц. (чуть ниже 3,2 проц. роста в 2018 году). Этот медленный, но все же устойчивый рост является основным фактором, обеспечивающим постоянную прибыльность. Существует значительный риск экономического спада, вызванного торговыми войнами и политической неопределенностью, такой, как BREXIT, но, согласно консенсусу, эти факторы не будут сдерживать положительный импульс, возникающий в результате экспансионистской фискальной политики и роста корпоративных инвестиций в основные экономики.

Занятость

Предполагается, что общая занятость в авиакомпаниях достигнет 2,9 миллиона человек в 2019 году, что означает увеличение на 2,2 проц. по сравнению с 2018 годом. Заработная плата также увеличивается, отражая ограниченность рынков труда. Ожидается, что удельные затраты на рабочую силу увеличатся на 2,1 проц. в 2019 году после длительного периода, когда удерживался ее стабильный уровень. Работа в авиации становится все более продуктивной. В 2019 году ожидается увеличения производительности на 2,9 проц. до 535 000 тонно-километров на одного работника.

Грузовой транспорт

Ежегодный прирост тоннажа груза на 3,7 проц. до 65,9 млн. тонн – самый медленный темп с 2016 года, что отражает слабую глобальную торговую среду, на которую влияет растущий протекционизм. Ожидается, что рентабельность увеличится на 2,0 проц. Это значительно ниже 10 процентного увеличения прибыльности в 2018 году. Однако грузовой бизнес продолжит укрепляться, поскольку рост затрат становится ниже. Ожидается, что общий доход от грузовых авиаперевозок составит 116,1 млрд долларов США (для сравнения – в 2018 году было 109,8 млрд долларов США).

«Авиаперелеты никогда не были таким хорошим вариантом путешествий для потребителей. Низки не только цены на билеты, но и возможности путешествовать. В 2018 году было открыто около 1300 новых прямых рейсов между городами. Также в 2018 году было на 250 миллионов больше рейсов по сравнению с 2017 годом», – сказал де Жюняк.

Андрей Бочкарев