IATA ухудшила прогнозы для авиационной отрасли на 2019 год

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила о снижении прогноза прибыльности мирового воздушного транспорта в 2019 году до 28 млрд долларов США (с 35,5 млрд долларов США, прогнозируемых в декабре 2018 года). Также предполагается снижение чистой прибыли за 2018 год, которая по данным IATA оценивается в 30 миллиардов долларов.
Ситуация в авиационной отрасли ухудшилась из-за роста цен на топливо и значительного ослабления мировой торговли. Ожидается, что в 2019 году общие затраты отрасли возрастут на 7,4 проц., превысив рост выручки на 6,5 проц. В результате ожидается, что чистая прибыль снизится до 3,2 процента (с 3,7 проц. в 2018 году). С другой стороны, прибыли от пассажирских перевозок упадут до 6,12 долларов (6,85 долларов в 2018 году).

«Этот год будет десятым по счету с положительным балансом в авиационной отрасли. Однако маржа ограничивается растущими затратами, включая затраты на рабочую силу, топливо и инфраструктуру. Жесткая конкуренция между авиакомпаниями сдерживает рост прибыльности. Ослабление мировой торговли, вероятно, продолжится с усилением торговой войны между США и Китаем. Это в первую очередь влияет на грузотранспортную активность, но пассажиропоток также может упасть из-за растущей напряженности. Авиакомпании продолжат получать прибыль в этом году, но это будет непросто», – сказал Александр де Жюняк, президент и генеральный директор IATA.

В 2019 году доходность инвестированного капитала, полученного от авиакомпаний, составит 7,4 процента (снижение с 7,9 проц. в 2018 году). Хотя он все еще превышает среднюю стоимость капитала (оценивается в 7,3 процента), буфер очень низок. Более того, изменения в области повышения финансовой устойчивости во всей отрасли завершены лишь наполовину, с большим разрывом в прибыльности между результатами авиакомпаний в Северной Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе и результатами в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.

Расходы и доходы авиационной отрасли в 2019 году

Высокие цены на топливо в 2018 году (71,6 долл. США за баррель или 590 долл. США за тонну) останутся на том же уровне в 2019 году при средней стоимости 74 долл. США за баррель / 600 долл. США за тонну. Это 27,5 процента больше, чем в 2017 году ($ 54,9 за баррель). Расходы на топливо составят более 25 процентов от эксплуатационных расходов (рост с 23,5 проц. в 2018 году). Ожидается, что затраты на нетопливную единицу увеличатся с 39,2 до 39,5 центов на тонно-километр из-за более высоких затрат на рабочую силу, инфраструктуру и другие расходы. Ожидается, что общие расходы увеличатся на 7,4 процента до 822 миллиардов долларов. В целом доходы перевозчиков находятся на более низком уровне, чем рост затрат. Ожидается, что в 2019 году общий доход составит 865 миллиардов долларов США (+ 6,5 процента в 2018 году).

Грузовые авиаперевозки

После очень хороших результатов авиаперевозок в 2017 году (+ 7,7 проц.) рост спроса на авиаперевозки замедлился до 3,4 проц. в прошлом году Ожидается, что в 2019 году он будет на том же уровне, что и год назад, а общий объем грузоперевозок оценивается в 63,1 млн тонн (63,3 млн тонн в 2018 году). Причинами замедления являются растущие и новые коммерческие тарифы. Ожидается, что прирост объема грузовых авиаперевозок будет на том же уровне, что и в прошлом году в 2019 году (хотя объем грузовых перевозок увеличился на 12,3 проц.), поскольку коэффициенты загрузки карго по-прежнему снижаются, как спрос и предложение.

Пассажирские перевозки

ИАТА прогнозирует, что увеличение спроса пассажиров будет несколько сильнее, чем в случае грузовых перевозок. Это связано с тем, что рост мирового ВВП, как ожидается, останется относительно сильным на уровне 2,7 проц., но будет несколько ниже, чем в 2018 году (3,1 проц.). Правительства и центральные банки отреагировали на замедление экономического роста благодаря более либеральной политике поддержки, которая обеспечивает компенсацию за замедление внешней торговли. Однако экономический рост и доходы домашних хозяйств будут продолжать расти более медленными темпами, поэтому общий спрос на пассажироперевозки, измеренный в системе RPK, может увеличиться всего на 5,0 проц. (снижение с 7,4 проц. в 2018 году). Ожидается, что общее количество пассажиров увеличится до 4,6 миллиарда (рост с 4,4 миллиарда в 2018 году), а доходы от пассажироперевозок останутся без изменений в 2019 году после падения на 2,1 процента в 2018 году.

Андрей Бочкарев