Израильская армия избавляется от старых самолетов F-16, которыми располагала. Эти боевые машины 36 лет верой и правдой служили обороне страны и золотыми буквами вписали свои победы в ее военную историю, принимая участие в самых смелых операциях на Ближнем Востоке, какой, например, являлась атака на иракский ядерный реактор.
В общей сложности Тель-Авив заказал 75 самолетов F-16 A/B носящих прозвище Netz, (т.е. «ястреб»). Их поставка для ВВС Израиля началась в 1980 году. Первый транш включал в себя модели Block 5, а позднее – Block 10 с установленным на борту оборудованием уже израильского производства. В последующем все предыдущие версии были доведены до версии Block 10, а их отличительной чертой стала характерная пустынная раскраска.
Не прошло и года после начала поставок, как один «Ястреб» уже одержал первую победу в воздухе, сбив из бортовой пушки сирийский вертолет Ми-8. За штурвалом истребителя находился бригадный генерал Рафи Беркович.
Но наиболее известная акция из истории израильских ВВС имела место в следующем году. В рамках операции «Опера» они произвели налет на иракский ядерный реактор, который охранялся ракетами «земля-воздух». Восемь «Ястребов» с двумя бомбами (на каждый) Mk 84 массой 2000 фунтов и взрывателями замедленного действия тогда прикрывало звено из шестерки F-15A Baz. Операция закончилась полным успехом и уничтожением ядерного реактора.
После многих лет действующей службы самолеты были переданы для учебно-тренировочных целей, а когда начали поступать машины M-346 Lavi (израильская версия известного M-346), пришло время на снятие с вооружений F-16A/B. Это совсем не означает, что они пойдут в металлолом. Большинство из них в таком хорошем техническом состоянии, что 40 штук было выставлено на продажу.
Прилет эскадрильи преемников «Ястреба» был наверное самым важным событием прошлого года в израильской армии. 12 декабря прибыли своим ходом два первых самолета F-35A Lightning II, имеющие в Израиле обозначение F-35I Adir, и традиционно оснащенные израильским оборудованием. На их посадке присутствовали практически все первые лица государства. Кроме этих двух, в текущем году поступит еще заказанных 50 штук самолетов этого типа. Израильские летчики уже проходят обучение в Соединенных штатах.
Израильтяне стремятся как можно быстрее ввести в эксплуатацию новые самолеты, так как этой стране важно сохранить свое воздушное превосходство в неспокойном регионе Ближнего Востока. В будущем они могут заказать еще больше новых машин. Общая потребность составляет более 200 штук. Кроме того, замену ожидают истребители F-15, особенно их старшее поколение серии «А».
С этой целью уже предприняты определенные шаги. После подписания США договоренностей с Ираном (предусматривающего согласие США на мирные ядерные исследования в Иране), Соединенные штаты с целью компенсации договорились так же с Израилем о поставках ему вооружений. В том числе истребителей F-15 – новых, либо снятых с эксплуатации в United States Air Force.
По уже подтвержденной информации, еще в сентябре прошлого года в Израиль поступило 10 моделей F-15D. Важно отметить, что вместе с самолетами F-15 и F-16 США передали своему ближневосточному союзнику всю документацию и коды доступа, которые позволяют Израилю интегрировать собственное оборудование и вооружение, а также продавать готовые самолеты третьим странам. В случае с F-35I американцы не были так щедры и не позволяют самостоятельно проводить модернизацию.