KLM отмечает свое 100-летие. Очерк об истории старейшей авиакомпании мира

7 октября 2019 года — важная дата в истории мировой гражданской авиации. Сегодня KLM отмечает свой 100-летний юбилей. Эта самая старая авиакомпания в мире, базирующаяся в аэропорту Амстердама, до сих пор работает под своим первоначальным названием – KLM Royal Dutch Airline.
В 1919 году голландский пилот и пионер авиации — Альберт Плесман и несколько инвесторов основали KLM, осуществив свою мечту о «воздушном океане, который объединит всех людей». Его мечта о будущем могла осуществиться благодаря мужеству и решимости. Это сила, которая, наряду с духом предпринимательства и гостеприимства, создала мировую авиационную мощь. В течение 100 лет благодаря KLM миллионы людей смогли открыть для себя мир, узнать о других культурах, эмигрировать, посетить родственников и установить новые деловые отношения. Сегодня самолеты KLM летают более 160 городов мира и авиакомпания перевозит почти 34 миллиона пассажиров в год.

С самого начала KLM ставит своих клиентов в центр внимания. 32 000 сотрудников KLM по всему миру — на борту самолетов, в аэропортах или «по другую сторону» экрана компьютера не только заботятся о высоком уровне обслуживания, но также предоставляют помощь, оказывают гостеприимство и понимание, создавая дружескую атмосферу, которая сопровождает путешествия с KLM. За последние 100 лет наш мир сильно изменился, и изменения сопровождают и будут сопровождать нас каждый день и в возрастающей степени. Именно способность нести перемены, а также использовать возможности, принимать вызовы, устанавливать альянсы с партнерами и опираться на технологические достижения были ключом к успеху KLM на протяжении 100 лет.

Сегодня, как никогда ранее, задача KLM – заботиться о планете, окружающей среде и климате в контексте будущего авиации. У нас есть только одна планета и авиационная деятельность, как и другие отрасли, производящие вредные выбросы, должна претерпеть огромные изменения в направлении устойчивой, проэкологической, но в то же время эффективной и рентабельной модели. KLM вместе с партнерами и всей отраслью должны найти решения на следующие сто лет. В наступающем веке авиакомпания намерена установить новые стандарты для завтрашней авиации. Поэтому 2019 год — это не просто празднование сотого юбилея.

KLM вчера …

«Королевские голландские авиалинии Нидерландов и Кельна», как тогда звучало полное название, были созданы 7 октября 1919 года по инициативе группы инвесторов. Компанию возглавлял ее первый директор Альберт Плесман — голландский летчик и пионер авиации. Еще до официального создания KLM королева Нидерландов Вильгельмина дала авиакомпании в дополнение к названию статус «Королевские», подчеркнув тем самым важность гражданской авиации, которая начала свое динамичное развитие после окончания Первой мировой войны.

Новая авиакомпания выполнила свой первый рейс 17 мая 1920 года. Пилот Джерри Шоу вылетел из Лондона в Схипхол (Амстердам) на DeHavilland DH-16. Это британский военный самолет на четыре посадочных места, который был адаптирован для гражданских нужд. На борту первого рейса KLM находились два журналиста, письмо мэра Лондона мэру Амстердама и ряд газет. У пилота в распоряжении очень простые инструменты, доступные в кабине. Из-за отсутствия радиосвязи самолеты того времени летали на небольшой высоте, чтобы хорошо видеть землю, а навигация осуществлялась по наземным ориентирам, обычно железным дорогам и рекам.

Начало первого трансатлантического рейса KLM
Начало первого трансатлантического рейса KLM

В октябре 1924 года авиакомпания совершает свой первый межконтинентальный рейс из Амстердама в Батавию (в настоящее время Джакарта — столица Индонезии). Преодоление маршрут длиной около 15 000 километров заняло 55 дней и включало в себя многочисленные остановки на пути через Европу и Азию, т.к. ночью полет был невозможен и необходимо было часто заправляться.

В то время авиаперелеты в голландские колонии (Голландская Ост-Индия) был одной из главных целей KLM. Спустя 10 лет KLM впервые преодолевает Атлантику на пути в Голландскую Вест-Индию (ныне Нидерландские Антильские острова). По очевидным причинам не было возможности остановиться в Атлантике, поэтому перед полетом пассажирскую кабину пришлось демонтировать, чтобы освободить место для дополнительных топливных баков, даже стекла в иллюминаторах были заменены тканью для уменьшения веса самолета, иначе такой длительный полет был бы невозможен. Потребуется 7 дней, 9 часов и 20 минут, чтобы добраться до острова Аруба. Самолет доставил на Антильские острова рождественскую почту в виде более 26 000 рождественских открыток и посылок.

С появлением новых маршрутов и многочисленных пассажиров на борту, в 1935 году в KLM появился и первый бортпроводник. Изначально на борту работали только мужчины — стюарды, с желательным опытом работы в отеле. Не многим позже, на рейсах уже появились женские экипажи. В первом наборе приняли участие 300 человек, из которых было выбрано 20. С тех пор бортпроводники во время полета полностью заботятся о пассажирах, за которых ранее отвечал бортовой инженер, разделяя свое время на технические обязанности и обслуживание пассажиров.

Перед началом Второй мировой войны KLM перевезла первого четвероногого пассажира по кличке Nico V. В настоящее время авиакомпания является одним из крупнейших авторитетных перевозчиков животных всех типов: жителей зоопарка, сельскохозяйственных и домашних животных, экзотических рыб и лошадей, которых она транспортирует тысячами в год. В KLM работают специальные конюхи и члены экипажа, занимающиеся перевозкой животных.

Первый полет KLM над Нью-Йорком
Первый полет KLM над Нью-Йорком

После Второй мировой войны, в сентябре 1945 года, KLM возобновляет полеты, первоначально только по внутренним маршрутам, однако скоро наступает динамичное развитие и сеть маршрутов расширяется. В период с 1946 по конец 1950-х годов голландская авиакомпания уже предлагает полеты в такие отдаленные пункты назначения, как Нью-Йорк, Кюрасао, Рио-де-Жанейро, Иоханнесбург, Бангкок, Токио и Сидней. Большой группой пассажиров авиакомпании были эмигранты, которые после войны искали для себя новый дом. Авиабилеты в то время стоили астрономические суммы. Например, за перелет в одну сторону через Атлантику приходилось платить 1000 голландских гульденов (сегодня это примерно 3000 евро).

В конце 1950-х компания начинает диверсифицировать свой продукт, выделяя более дешевый «эконом-класс», делая воздушные перевозки более доступными. В результате количество пассажиров за три месяца увеличивается на 27 проц. Гостей на борту угощают бесплатным кофе, чаем, жевательной резинкой и сладостями, а питание было необходимо оплачивать.

1950-е годы приносят еще одно важное событие, которое позволяет дальнейшее развитие компании, – начало компьютеризации. KLM была одной из первых компаний в Нидерландах, которая начала использовать компьютеры (IBM). Говоря о технологиях, нельзя забывать об их важнейшей области применения – в авиации. Голландцы также пытались быть в первых рядах в этой области. В начале 1950-х годов KLM был первым в Европе, который эксплуатировал очень современные самолеты Lockheed Constellation и Electra. 1960 год — еще один важный шаг в истории авиации, в котором KLM приняла участие – реактивные самолеты, которые голландский перевозчик начал использовать одним из первых в мире. В 1960 году к флоту KLM присоединилась первая машина Douglas DC-8, положив начало новой эре «джетов». С тех пор авиаперелеты больше не продолжаются днями, а только часами. Новый самолет KLM покрывает маршрут в Нью-Йорк за половину своего первоначального времени.

1970-е годы принесли дальнейшее технологическое развитие флота. В 1971 году у KLM появился первый гигантский в то время широкофюзеляжный Боинг 747-100, вмещающий до 353 пассажиров. Включение такой современной машины во флот привело к многочисленным последствиям для организации рейсов, бортпроводников, технического обслуживания, наземного обслуживания, организации питания и т. д. Даже инфраструктура базового аэропорта Схипхол требовала адаптации, поэтому полная подготовка к эксплуатации B747 заняла несколько лет. Немногим позже KLM начал использовать первый Boeing 747-306B Combi. Это единственная машина, которая перевозит пассажиров и грузы.

Первый B747 во флоте KLM
Первый B747 во флоте KLM

Конкурентоспособность KLM на рынке возрастает благодаря возможностям, предлагаемым новым универсальным самолетом. Опять же, голландская линия удерживает пальму первенства в 1989 году, когда она купила знаменитый «гигант» – Boeing B747-400, который присоединился к флоту KLM до того, как его купили европейские конкуренты.

За свою столетнюю историю KLM много раз являлась предшественником инновационных решений в отрасли и определяла тенденции на будущее: это первая авиакомпания в мире, которая осуществила первый коммерческий полет на биотопливе в 2011 году. Данное событие способствовало дальнейшему развитию области, которая в настоящее время приобретает все большее значение.

В 1991 году KLM стала первой авиакомпанией в континентальной Европе, которая создала программу для постоянных клиентов и назвала ее «Летучий голландец» – в честь легендарного парусного корабля. С 2005 года, после слияния KLM с французской Air France, программа лояльности известна как «Flying Blue». Мы также обязаны KLM началом применения развлечений на борту. Ими был первым в мире бортовым журналом “Holland Herald”, который с 1966 года по сегодняшний день, неизменно под тем же названием, можно найти рядом с сиденьем на самолете KLM.

KLM сегодня …

Сегодня, с сотней лет за плечами, перевозчик является глобальной компанией, в которой работает более 32 000 человек и которая перевозит 35 миллионов пассажиров ежегодно. Хотя синие самолеты уже приземляются почти во всех частях земли, линия продолжает открывать новые сообщения, приближая мир своим пассажирам. В настоящее время сеть маршрутов включает 165 городов на пяти континентах, из которых почти половина является межконтинентальными. Забота о высочайшем уровне и качестве обслуживания пассажиров, но с добротой и юмором, улыбающиеся стюардессы и интенсивная синяя окраска новых и комфортабельных самолетов — это отличительные черты авиакомпании. Однако это не все, что выделяет KLM среди конкурентов.

В этом году в списке, подготовленном исследовательской организацией FlightStats, KLM заняла первое место в качестве самой пунктуальной авиакомпании в Европе в 2018 году. Более того, она снова была признана самой безопасной авиакомпанией среди мировых авиаперевозчиков (по данным AirlineRatings.com).

Проэкологическая деятельность является еще одной сильной отличительной чертой этой авиалинии, и политика в этом отношении касается таких областей, как, прежде всего, сокращение выбросов CO2, благодаря использованию биотоплива в авиации, топливосберегающих самолетов, рециркуляции, утилизации отходов, организацией питания и многим другим мероприятиям. Целью KLM является установление нового стандарта в корпоративной социальной ответственности. В столетний юбилей авиакомпания установила свою миссию в качестве лидера перемен в направлении устойчивой авиации будущего, приглашая всю отрасль и ее клиентов к сотрудничеству под лозунгом «Ответственно летать».

На сегодняшний день Группе AIR FRANCE-KLM удалось добиться сокращения выбросов CO2 на 18 проц. по сравнению с 2011 годом, и следующая цель — дальнейшее снижение — до 20 проц. к 2020 году. Об усилиях авиакомпании в этом отношении свидетельствует тот факт, что AIR FRANCE-KLM – одна из трех крупнейших групп авиакомпаний в Европе — может похвастаться самой высокой позицией в индексе устойчивости Доу-Джонса в Европе и в мире в категории «авиакомпании».

Современный KLM также является лидером в области современных технологий и инновационных решений. С наступлением эры социальных сетей KLM стала одной из первых авиакомпаний, предлагающих 24-часовое обширное обслуживание клиентов по этому каналу, и позже другие авиакомпании пошли по его стопам. В настоящее время там находится крупнейший в мире отдел, который поддерживает 360 человек в социальных сетях. Работу людей поддерживают виртуальные сотрудники. KLM – первая авиакомпания в мире, которая начала использовать искусственный интеллект в обслуживании клиентов (KLM – «Bluebot»).

Но и это еще не все! KLM следит за тенденциями и смотрит в будущее. Робототехника, искусственный интеллект, гибридные самолеты — это лишь некоторые из инноваций, над которыми работает компания. Следуя своей новаторской стратегии, KLM участвует в многочисленных инновационных технологических проектах, таких как робот Spencer, показывающий дорогу пассажирам в амстердамском аэропорту Схипхол, помощь в упаковке багажа перед поездкой в форме Google Home или приложения и кампании с использованием дополненной реальности (AR = Advanced Realty).

KLM завтра …

Гордясь своей историей и достижениями, авиакомпания смело смотрит в будущее. Она намерена продолжать реализовывать мечту своего основателя Альберта Плесмана и «объединять всех людей через воздушный океан», но делать это с уважением к окружающей среде. Поэтому в ближайшие годы KLM намерен максимизировать уже принятые меры по постоянному сокращению выбросов CO2. Здесь также будет иметь ключевое значение сотрудничество с другими организациями. Путем дальнейшей интеграции устойчивого развития в свою деятельность KLM будет способствовать достижению целей, изложенных в «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». На практике это означает дальнейшую модернизацию парка, а также более широкое использование экологически чистого авиационного топлива, что станет возможным благодаря запуску первого в Европе завода, производящего такое топливо для авиации. Завод будет построен к 2022 году благодаря совместной инициативе KLM и компаний энергетического сектора – SkyNRG и SHV (Нидерланды).

Кроме того, KLM намеревается улучшить процессы разделения отходов с каждого рейса и модернизировать обслуживание в направлении «меньше отходов». Инвестиции в модернизацию оборудования и инновации, реализуемые в сотрудничестве с поставщиками услуг, будут продолжены в базовом аэропорту KLM – Схипхол в Амстердаме, в результате чего эти работы будут направлены на создание экологически чистой наземной инфраструктуры с нулевым уровнем выбросов. В соответствии с предположениями о «ответственном полете»,

KLM также планирует постепенно заменить некоторые из своих коротких рейсов на железнодорожные, предполагая, что поезд отвечает требованиям авиапассажиров с точки зрения скорости, надежности и удобства передвижения. В сентябре этого года авиакомпании начали реализовывать эту стратегию, приняв решение заменить один из пяти рейсов на маршруте Брюссель — Амстердам Схипхол железнодорожным сообщением на борту Thalys и объединить железнодорожное и воздушное сообщение – Air & Rail (рейс и поезд). В более отдаленной перспективе компания планирует использовать гибридный самолет. Ведется работа совместно с одним из голландских технических университетов над самолетом будущего – Flying-V. Полностью измененная аэродинамическая форма планера и уменьшенный вес позволят снизить расход топлива на 20 проц. по сравнению с Airbus A350 – в настоящее время самым передовым самолетом в этом отношении. Кроме того, конструкция двигательной установки будет легко адаптирована к использованию альтернативных форм питания, таких как электрическая турбовентиляторная силовая установка.

Сегодня и завтра, даже больше, чем раньше, задача KLM – это забота о планете, окружающей среде и климате в контексте будущего авиации. Авиационная деятельность, как и другие отрасли выбросов, должна претерпеть огромную трансформацию в направлении устойчивой, проэкологической, но в то же время эффективной и рентабельной модели, поддерживаемой непрерывным технологическим развитием. Только тогда авиакомпания сможет сохранить свои позиции на международном рынке.

Мир сильно изменился за последние 100 лет, и изменения сопровождают и будут сопровождать всех, каждый день и многое другое. Именно способность нести перемены, а также использовать возможности, принимать вызовы, устанавливать альянсы с партнерами и опираться на технологические достижения — были ключом к успеху KLM за прошедшее столетие. Вековая линия продолжит работать и объединять людей, чтобы вдохновлять и создавать новые возможности, потому что, как сказал основатель KLM Альберт Плесман, «трудно жить без воздуха».

Андрей Бочкарев