Конец эпохи пассажирских самолетов Ту-204

Конец эпохи пассажирских самолетов Ту-204

Российские авиалинии завершили эксплуатацию пассажирской версии среднемагистрального авиалайнера Tу-204, срок которой составил 23 года.

Конец эпохи пассажирских самолетов Ту-204

История Tу-204 оказалась намного короче, чем его знаменитых предшественников. Так Ту-134 находился в эксплуатации 53 года, а Ту-154 до сих пор используется и, вероятно, тоже достигнет полувекового рубежа.

Последний коммерческий оператор пассажирского самолета Ту-204 в России Red Wings Airlines, не громко афишировать расставание с самолетом, как это сделала в конце мая авиакомпания АЛРОСА, отправляя на пенсию свой последний Ту-134.

Компания Red Wings была основана два десятилетия назад и начинала свой путь под названием Airlines 400. Тогда в ее парке находился всего один Ту-154. Летом 2007 года компания получила свой первый Ту-204 и сменила название. Все Ту-204 компании Red Wings принадлежат финансовой компании-арендодателю «Илюшин» (IFC), которая сегодня является основным акционером Red Wings.

После получения первого самолета Ту-204, руководство Red Wings обозначило выбор самолета как «наиболее подходящий для бизнес-модели авиакомпании и ее особенностей». IFC также была уверена в выборе самолета, отметив в то время, что «самолет очень конкурентоспособен, и в рамках проекта [Red Wings] будет на 15 процентов эффективнее, чем Boeing 737 компании Sky Express».

Компания Sky Express была первопроходцев бюджетных авиаперевозок в России, однако вынуждена была покинуть рынок в 2011 году. Что касается Red Wings, то последний рейс Ту-204 был совершен в октябре 2018 года, семь лет спустя после закрытия основного конкурента компании.

Решение о списании самолетов российского производства было продиктовано ограниченным сроком службы. «Авиакомпания постепенно сокращала использование Ту-204. Мы начали этот процесс в середине сентября 2018 года и планировали завершить эксплуатацию к концу летнего периода, то есть к 27 октября прошлого года, что и сделали. Сейчас самолеты находятся на стоянке», – объяснила российскому авиационному инсайдеру советник генерального директора Red Wings, Дарья Каплунова.

Согласно данным, обнародованным российским авиационным управлением Росавиация, в мае 2019 года пять самолетов Ту-204, которые были произведены в период с 1996 по 2009 год (RA-64017, RA-64043, RA-64046, RA-64049 и RA-64050), все еще имели рабочий Сертификат эксплуатанта Red Wings, и авиакомпания продолжала платить аренду за самолеты.

«Ни мы, ни Red Wings не можем сказать, когда закончится сотрудничество с Ту-204, так как существует лизинговый контракт», – напомнил пресс-директор IFC Андрей Липовецкий.

В работе на Ту-204 были задействованы 95 пилотов, 132 бортпроводника и 60 техников авиакомпании Red-Wings. Конец 2018 года оказался не легким для этих сотрудников. Все технические сотрудники были переведены в Казанский центр технического обслуживания. Летный состав Ту-204 был распущен, и некоторые пилоты прошли переподготовку на самолеты Airbus. Именно самолетами Airbus A320 решили заменить Ту-204. Их стали закупать в мае 2017 года, и сегодня в парке авиакомпании насчитывается 14 самолетов A320 / A321.

Оставшиеся пилоты либо ушли на пенсию, либо перевелись в другие компании, занимающиеся специальными перелетами по России и продолжающие эксплуатировать 14 некоммерческих самолетов Ту-204/214. Таким образом, возможность возврата Ту-204 в авиакомпанию теперь стала невозможной.

В настоящее время в эксплуатации находятся 25 различных модификаций самолета Ту-204. Из них 12 эксплуатируются за пределами России авиакомпаниями Air Koryo (Северная Корея), Cubana (Куба) и Cairo Aviation (Египет). Остальные самолеты находятся либо во флотах российских государственных структур, либо у грузовых перевозчиков.