Коронавирус ударил по AirAsia X

Бюджетная малайзийская авиакомпания AirAsia X, обслуживающая маршруты дальнего следования, объявила, что она отложит получение 78 самолетов Airbus A330neo и рассмотрит другие изменения, чтобы сократить свой парк. Перевозчик убыточен, и ситуация с распространением коронавируса не улучшается.
AirAsia X объявила, что может продать два Airbus A330, благодаря чему авиакомпания может получить до 100 миллионов долларов и вернуть пять других самолетов арендодателям раньше срока. Представитель авиакомпании добавил, что ведутся переговоры с арендодателями о снижение арендных ставок.

Авиакомпания отменила 600 рейсов на март после сообщения о более высоком квартальном чистом убытке. Проблемы, стоящие перед авиакомпанией, усугубляются вспышкой эпидемии коронавируса и отсутствием интереса к полетам.

Брендан Соби, независимый авиационный аналитик из Сингапура, утверждает, что AirAsia X сильно пострадала от потерь из-за близости к Китаю и другим рынкам Северной Азии, на которые сильно повлиял коронавирус. Однако, добавил он, перевозчик находился в плохом финансовом состоянии еще до эпидемии.

Акции AirAsia X упали на 5 процентов в пятницу до рекордно низкого уровня после фиксации чистого убытка в размере 22,62 млн. долларов США последний квартал прошлого года.
На рейсы из и в материковый Китай приходилось около 30 процентов всех полетов AirAsia X до вспышки коронавируса. Авиакомпания располагает 24 широкофюзеляжными самолетами Airbus A330.

В августе прошлого года перевозчик изменил контракт с Airbus на 78 самолетов A330neo и 30 дальнемагистральных – A321XLR. Ранее в планах предполагалось приобретение 100 самолетов A330neo. AirAsia X является крупнейшим клиентом Airbus на самолеты A330neo, более экономичной версией старой модели A330.

AirAsia X объявила, что поставка A330neo будет отложена и заменена на парк самолетов Airbus A321 – они могут заменить A330 на маршрутах продолжительностью от четырех до шести часов при увеличении спроса.

«Мы считаем, что передовые авиационные технологии изменили динамику бизнеса, потому что теперь мы можем летать на узкофюзеляжных самолетах», – сказал генеральный директор AirAsia X Беньямин Исмаил. Перевозчик оценивает рыночные условия и должен подтвердить отложенное время доставки A330neo. Представитель Airbus заявил, что производитель не комментирует графики поставок для отдельных авиакомпаний.

Андрей Бочкарев