Коронавирусная паника стимулирует операторов частной авиации

Новый коронавирус вызывает хаос во всем мире, но, по крайней мере, один бизнес выигрывает от всеобщей паники – частная авиация.

Спрос на частные самолеты резко возрос в течение последних нескольких недель, поскольку компании стараются поскорей вывезти сотрудников из регионов с наибольшими рисками, а состоятельные путешественники стараются избегать массовых контактов и столпотворений в аэропортах или на борту коммерческих авиарейсов. Ожидается, что этот спрос будет расти, поскольку по мере распространения вируса крупные авиакомпании продолжают сокращать рейсы в страны Азии и Европы.

«Мы никогда не были так загружены», – сказал основатель компании-частного авиаперевозчика Jettly Inc., которая работает на рейсах из Торонто и Нью-Йорка и функционирует как Uber для частных самолетов. Запросы на бронирование удвоились и составили около 6000 единиц в день, компания утроила штат службы поддержки, чтобы справиться с наплывом пассажиров. «Ситуация сейчас крайне нестабильна, ежечасно отменяются коммерческие рейсы, перевозчики меняют правила и вводятся запреты на поездки», – сказал собеседник.

Когда вирус распространился по Азии, Европе и Северной Америке, заказы стали поступать в Jettly и другие чартерные компании. Спрос настолько велик, что некоторые состоятельные клиенты готовы платить в три раза больше, чем обычно (до 15 000 долларов за час полета). Некоторые люди стали группироваться со знакомыми или коллегами, чтобы арендовать частный самолет вскладчину.

Управляющий нью-йоркской компании JetSet Group Inc., сказал, что из-за вируса за последние недели число заказов подскочило на 25%, а количество запросов за минувшие 5 дней и вовсе увеличилось на 40%. «Мы наблюдаем всплеск интереса со стороны людей, которые никогда раньше не летали частными самолетами», – сказал он. «Это люди, которые просто не хотят пользоваться общественным авиатранспортом или просто не желают лететь на одном борту с тремя сотнями незнакомых людей», – дополняет свои слова управляющий.

Семьи принимают решение арендовать частный самолет, чтобы защитить пожилых родственников или избежать стыковочных рейсов через различные города. Одна пара заказала самолет, чтобы вернуться домой на Нормандские острова прямо из Испании, дабы избежать остановки в Лондоне. Недавно лос-анджелесская киностудия использовала частный самолет, чтобы быстро вывезти 50 человек из Токио, когда число выявленных случаев заражения в Японии начало стремительно расти. Частные самолеты также использовались для перевозки хирургических масок, защитных комбинезонов и медицинских перчаток для медицинского персонала в пострадавших городах.

Даже в лучшие времена стоимость аренды частного самолета не была доступна каждому желающему. Аренда джета  с восемью пассажирами в среднем обходится около 5000 долларов в час, а самолет, способный вместить до 16 человек, стоит порядка 12 000 долларов за час полета. Так перелет из Нью-Йорка в Чикаго на небольшом частном самолете стоит от 10 000 до 12 000 долларов, а поездка из Нью-Йорка в Лос-Анджелес на 14-местном воздушном судне обойдется арендатору в цену около 30 000 долларов. Однако в сложившейся ситуации данные ценники не отпугивают, например, тех, чьи рейсы коммерческих авиалиний отменяют в последний момент.

Возросший спрос затруднил для некоторых операторов поиск самолетов и подбор членов экипажа. Большинство авиаперевозчиков полагаются на глобальную базу частных самолетов и пилотов или рассчитывают на брокеров, которые готовы предоставить джеты для краткосрочной аренды. «Самым большим фактором, который мы видим, является нехватка самолетов и экипажей, особенно в районах, которые затронуты эпидемией», – говорит представитель частной авиации. «В некоторых случаях трудно найти экипаж, который готов лететь в опасную зону, чтобы забрать пассажира или группу пассажиров, опасаясь подвергнуть себя или свою семью риску заражения».

Однако спрос со стороны бизнес-клиентов может упасть, если вирус вызовет глобальную рецессию.

«В то время как дополнительный объем запросов нельзя игнорировать, некоторые клиенты меняют или отменяют свои планы поездок», – говорит исполнительный директор лондонской компании PrivateFly. «И очевидно, что оперативная логистика полетов в затронутые вирусом районы или из них в настоящее время очень сложна из-за трудностей с подбором самолетов и лётной команды. Все это сильней осложняет выполнение запросов на полеты в некоторые регионы или увеличивает время на межполетную подготовку».

Частные авиаперевозчики должны следить за тем, чтобы их пассажиры не выезжали в пострадавшие регионы и чтобы все члены летного экипажа своевременно проходили проверки на наличие вируса. Некоторые операторы также выразили озабоченность по поводу того, что, поскольку частные самолеты используют небольшие аэропорты, их пассажирам не предоставляется тот же уровень медицинского осмотра, что и пассажирам коммерческих рейсов.

На данный момент частные авиаперевозчики пользуются дополнительным спросом, и надеются, что даже если вспышка будет кратковременной, они смогут превратить ряд новых пассажиров в постоянных клиентов. Для некоторых пассажиров данная ситуация и необходимость прибегать к помощи частной авиации станет своеобразным тест-драйвом. Они просто попробуют новый уровень сервиса и почувствуют разницу между коммерческой и частной авиацией. Перевозчикам остается надеяться, что со временем у новых пассажиров аренда частного самолета войдет в привычку.

Шошина Ольга