Крылья Японии

Япония – страна с уникальной культурой и странным , для европейца, менталитетом. Сейчас страна интегрировалась в европейскую культуру, но всё равно имеет свой неповторимый колорит. Это сейчас, а в середине 20 века, во времена второй мировой войны – это был совершенно другой мир. Читая про авиацию квантунской армии, всё время приходится доставать из инета какие то параллельные сведения, чтобы разобраться и погрузиться в ту атмосферу. Поэтому свой обзор, сразу начну с пояснений.

Nakajima Ki-84 “Hayate”

Советские самолёты обозначались по первым двум буквам авиа конструктора, у немцев и англичан по названию фирмы, у японцев в названии самолёта крылось 4 позиции. Первая – латинская буква обозначающая назначение самолёта:

A – палубные истребители.

C – палубные разведывательные самолёты.

J – истребители-перехватчики берегового базирования.

K – учебно-тренировочные самолёты флота.

N – поплавковые-гидропланы.

R – разведывательные самолёты берегового базирования.

В – средний и фронтовой бомбардировщик

G – дальний бомбардировщик

Вторая позиция – это цифра, обозначающая абстрактный тип самолёта внутри данного класса.

Третья позиция – заглавная латинская буква, указывающая на фирму-разработчика.

A – «Аичи»

D – «Сёва»

K – «Кавасаки»

M – «Мицубиси»

N – «Накадзима»

P – «Ниппи»

Y – «Йокосука”

Четвёртая позиция – цифра, обозначающая абстрактный номер модификации внутри данной модели.

Например самый массовый и самый известный палубный истребитель Японии А6М0 “Зеро” – это самая первая модификация истребителя, изготовленного на заводе Мицубиси. На конец войны в воздухе летали уже А6М8 – то есть истребители восьмой модификации.

И ещё один нюанс. Самолёты до принятия их на вооружение обозначались буквами ” KI” – то есть эксперимент. Но в ходе войны в воинских частях японцев, появилось множество самолётов с аббревиатурой “KI” например KI-61 Hien, KI-44 Shoki, Ki-115 “Tsurugi” то есть эти самолёты не полностью прошли цикл испытаний и официально были не приняты на вооружение. Император не ставил на них свою печать.

Самый знаменитый и самый массовый японский самолёт – это А6М0 “Зеро” фирмы Мицубиси. Именно эти птички скушали Перл-Харбор. Было уничтожено 188 американских самолётов и 159 повреждены. Потери же японцев составили всего 29 самолётов.

А6М0 “Зеро” был принят на вооружение в 1939 году. Но его характеристики поначалу не сильно впечатляли, даже своё командование, американцы, же вообще смотрели на японскую технику свысока. «Что могут, эти макаки, сделать толкового»?

Скорость 490 км/ч

Мощность двигателя 780 л/с

Дальность полёта – 1580 км

Потолок – 11 140 метров.

Вооружение – 2 шт. 20 мм пушки и 2 шт. 7,7 мм пулемёта, плюс 250 кг бомбовой нагрузки.

Успех «Зеро» я думаю кроется в хорошем вооружении и прямо таки собачей живучести. Были боевые вылеты, когда «Зеро» приходилось садится на авианосец с мотором, в котором не было масла, оторванным элероном и фюзеляжем похожим на друшлак.

Вверху приведены ТТХ А6М0 – то есть первой модификации. Но за время войны самолёт постоянно улучшался. Он выпускался на двух фирмах и например в конце войны от фирмы «Накодзима» – Зеро – A6N8 развивал скорость уже 580 км/ч, а пулемёты 7,7 мм заменили 12,7.

Самолёт, что надо! И как бы америкосы не кичились своими технологиями, но в войне побеждают простые и эффективные изделия. Чем то в этом японцы напоминали русских.

Но как бы не был хорош «Зеро» всё же он к концу войны уже морально устарел. На замену этому самураю, Мицубиси разработала другой палубный истребитель А7М Reppu (репка по русски говоря). Истребитель прошёл все испытания и был принят на вооружение в 1944 году. Но вот какая херь….В 1944 году Япония уже испытывала большие проблемы с ресурсами и производственными базами. А Репка могла бы задавить американских «Мустангов» и «Корсаров», будь их в достаточном количестве.

Скорость – 640 км/ч ( это на уровне английских «Спитфайеров» и русских ЯК-3)

Мощность двигателя – 2200 л/с

Дальность полёта – 1100 км (это меньше чем у Зеро, но посмотрите ниже на вооружение!!!!)

Потолок 10 900 метров

Вооружение – 4 шт. 20мм пушки, 2 шт. 12,7 пулемёта, 500 кг бомбовой нагрузки!!!!

(Для сравнения «Фоки Вульф-190 – 3 скорострельные пушки 20мм; Ла-7 2 шт. 23мм пушки, Месершмид 190G 3 шт. 20 мм пушки; ЯК-3Е 1 шт. 45 мм пушка.) Это был один из самых вооружённых истребителей!!! Но поставки для фронта всё время срывались…То из-за того что разбомбили авиа моторный завод «Накодзимы», то сборочный цех накрыло. Во общем опоздали японцы с «Репкой».

Ещё один хит того сезона от японцев палубный бомбардировщик и торпедоносец от фирмы «Айчи» D3A “Val”. ( название прямо как у спецназовского автомата). Кайгун Коку Хомбуо начал разрабатывать своё детище ещё летом 1936 года. Новый бомбардировщик планировалось изготовить цельнометаллическим . Но самолёт как они не пересчитывали конструкцию, оказывался всё время перетяжелённым. И тогда Кайгун Коку Хомбу позаимствовал технические решения у своих друзей- фашистов из Германии. А конкретно в основу «Вала» были положены чертежи «Хенкеля-70». Не всё конечно зеркально скопировали япошки. Например шасси они не сделали убирающимися, зато крылья в отличии от Хенкеля, складывались, что бы занимать меньше места на авианосце. Ну и двигатель был собственной – японской разработки от фирмы «Накадзима». Размах крыльев супротив Хенкеля они увеличили до 14,5 метров. Всё таки «Валу» приходилось взлетать не с аэродромов, а с авианосцев. Машина по скорости и высотности уступала «Хенкелю-70», но была дешевле в изготовлении и очень простой в пилотирование. Например посадочная скорость на палубу составляла всего 110 км/ч. С D3A “Val” мог запросто справится,даже курсант. Айчи штамповал эти лёгкие бомбардировщики тысячами. Кстати именно Айчи D3A “Val” в Перл-Харборе потопили 4 линкора и 10 крейсеров. В общем повеселились на славу. Прямой статистики нет, но я чуть позже попробую собрать данные по D3A “Val” и немецкому «Юнкерсу-87». Эти машины одного класса и примерно похожи конструктивно. Кто оказался более результативнее «немец», или «японец»?

Меня прикалывает поэтика японцев. Знаете как они назвали свой самолёт-разведчик? C6N “Saiun” (ОКРАШЕННОЕ КРАСНОЙ ЗАРЁЙ ОБЛАКО). Производило сеё поэтическое оружие фирма «Накдзима».

Экипаж – 3 человека

Скорость – 606 км/ч (вот почему не 605 округлили? А были ли в то время приборы для такой точности?)

Потолок 10 700 метров

Мощность двигателя – 1990 л/с

Дальность полёта – 5300 км ( вот это впечатляет! Дальность почти как у стратегического бомбардировщика!)

Вооружение – один 7,7 мм пулемёт.

Под конец войны ( не от хорошей жизни конечно) «Розовые облачка» освоили ещё одну специальность. Ночные истребители-перехватчики. Большие размеры кабины и фюзеляжа, позволяло пристроить на C6N “Saiun” радар и вооружение. И кстати 4 сбитых В-29 они на свой счёт записали.

Самым массовым бомбардировщиком в ВВС Японии был Мitsubishi G4M Betty. Последнюю циферку не стал ставить, так как бомбардировщик, модифицировался каждые 3 месяца. G4M Betty был прост и дешёв в изготовлении. Но вот не удоволетворял самураев своей дальностью. Вторая модификация Betty вышла в 1941 году максимально облегчённой. С кабины экипажа сняли бронирование, протекционные, самозатягивающие баки заменили на простые. Американцы называли эти бомбардировщики зажигалками «Зиппо». Летать на них действительно было очень опасно. От пулемётной очереди, самолёт моментально вспыхивал. А отстреляться от истребителя противника было почти нечем. А вот начиная с 1942 года, появилась модель Betty G4M3. На этом бомбардировщики уже стояли спаренные две 20мм пушки в хвостовой каплевидной установке и стрелковая установка со спареными пушками во вращающиеся башенке на фюзеляже. За счёт более мощных двигателе Kasey по 1800 л/с, Betty разгонялась до 536 км/ч а бомбовая нагрузка с 800 кг повысилась до 1 тонны. Даже не знаю к какому классу по (европейской терминологии его отнести)дальность полёта в 5560км ставит его в один ряд с В-29, то есть стратегический бомбардировщик, но бомбовая нагрузка в 800 кг – это уровень фронтовых бомбовозов типа ПЕ-2, Юнкерс-87.

Этот самолёт ещё и печально известен, тем, что на нём погиб адмирал флота Исороку Ямамоту. К 1943 году америкосы научились перехватывать и расшифровывать японские радиограммы. По одной из шифровок, они узнали, что адмирал на бомбардировщике G4M3 летит с инспекцией на Соломоновы острова. На перехват бомбардировщика вылетела группа истребителей Р-38. Самолёт с прославленным адмиралом был подбит над одним из островов. Он упал в джунгли и его до сих пор не нашли. Так, что кто найдёт Betty на которой погиб Яматомо, наверняка ждёт награда от правительства Японии.

Всю авиацию Японии в одном форуме не переберёш, но вот Mitsubishi J2M Raiden (гром и молния) стоит упомянуть. Судя из названия это истребитель наземного базирования, второй модели фирмы Мицубиси. Разработал его японский «Туполев» Кайгун Коку Хомбу. Это тот кто придумал Айчи D3A “Val”. (Непонятно как он работал на разные фирмы)? Самолёт обладал выдающимися лётными данными. Скорость 600 км/ч, потолок – 9200 метров. Мощность 1420 л/с Вооружение просто чудовищно – четыре 20мм пушки. Истребитель стали выпускать с 1943 года и до конца войны выпустили 290 шт. Маловато конечно, но они успели сбить 27 летающих крепостей америкосов В-29 !!!! Наверное большое счастье для америкосов, что выпустили J2M Raiden не очень много.

Что то всё про Мицубиси и Мицубиси. Может создаться мнение, что кроме этой фирмы никто в то время и самолёты не умел делать. Умели!

Например Кавасаки! Истребитель Kawasaki Ki-61 “Хиен”(Ласточка). Как видим из названия самолёт официально не был принят на вооружение. Но ласточки успели повоевать. Проектирование началось ещё в 1941 году. Но шло долго и мучительно. К тому же не обошлось и без подковёрной борьбы военоначальников. Истребитель имел прекрасные лётные NN{? Но вот доверия в войсках не было. Поначалу.

Серийно «Ласточка» стала выпускаться с 1943 года и поначалу имела массу детских болезней. На самолёте часто перегревался мотор, бывало, ломались шасси. Но к концу войны это был уже очень хороший истребитель. И если «Зеро» по скорости и скороподъёмности уступали американским «Мустангам» и «Лайтингам», то «Ласточка» превосходила. До августа 1945 года было выпущено 1250 шт. Были варианты как с 4 пулемётами, так и с 2 пушками 20 мм. После войны америкосы делали учебные бои между немецкими «Месершмид-109», американским «Мустанг» и японским Kawasaki Ki-61 “Хиен. В большинстве «Ласточки» выходили победителями.

Nakajima Ki-44 “Seki” (Демон) то же истребитель который не был принят на вооружение. Почему? Непонятно. По ТТХ он немного уступал Kawasaki Ki-61 “Хиен”, но значительно превосходил Мицубиси А6М0 “Зеро”. “Секи” неплохо проявили себя в небе над Японскими островами и важнейшими объектами за их пределами, но в силу своей малочисленности и в условиях полного господства в воздухе авиации противника оказать заметное влияние на ход боевых действий они, конечно же, не могли.

К концу войны дела у японцев шли из вон рук плохо. В небе стала доминировать авиация америкосов. Как акт отчаянья японцы, против кораблей США, стали применять атаки камикадзе. Преодолеть заслон из истребителей перехватчиков и плотной тучи зенитного огня, стало практически невозможно. Лётчики японии вылетали в последнюю самоубийственную атаку, что бы хоть как то остановить противника, что бы ценной своей жизни нанести хоть какой то урон янкам.

Сперва для атак камикадзе использовали старый, но надёжный А6М0 Зеро, но это было всё таки дорогое удовольствие а Зеро нужны были для других целей. Поэтому в 1945 году на фирме Накадзима сделали “Одноразовый самолёт” Ki-115 “Tsurugi” (Меч) Самолёт был максимально простым и лёгким. Его мог пилотировать лётчик без квалификации, а собрать рабочий из деревни. Но зато этот самолёт нёс одну бомбу калибра 800 кг. Фюзеляж самолёта был сварен из труб и обшит полотном, а крылья имели деревянные лонжероны и обшиты фанерой. Вот так вот! Дёшево и сердито!

Само слово КАМИКАДЗЕ – можно перевести как “Ветер богов”. За войну они потопили 45 судов и повредили 300. За что их очень уважали на родине и боялись америкосы.

К концу 1944 года уже многие сотни японских лётчиков, с абсолютным спокойствием ждали своей очереди. Каждую день десяток лётчиков-смертников отправлялись в полёт “в один конец”. Новая тактика — тактика смерти — без надрыва и громких слов становилась привычной чертой быта Японии. Вылету камикадзе обычно предшествовали деловые разборы предстоящей операции. На какой высоте подходить к цели? Кто первый I пойдёт в атаку? Как надо целиться? И так далее. Потом для храбрости чашечка сакэ — и лётчик с повязкой на лбу садился в старательно вычищенный самолёт-гроб. Сотни камикадзе поднимались в небо, чтобы никогда не вернуться назад. Такой самоотверженности по защите своей родины, пожалуй не было нигде. Хоть мы и были противниками во время второй мировой войне, но такой враг достоин уважения.