Международный совет аэропортов Европы отчитался о пассажиропотоке за 2017 год

Международный Совет аэропортов опубликовал рапорт о состоянии пассажирского воздушного движения за прошлый год, касающийся прилетов в Европу и вылетов из нее, осуществляемых всеми авиакомпаниям: традиционными, бюджетными, чартерными и т.д. Основные выводы:

Международный совет аэропортов отчитался о пассажиропотоке за 2017 год• За 2017 год рост пассажирского трафика был самым ускоренным за последние 13 лет;
• Наибольший рост замечен в аэропортах европейских стран, не являющихся членами Евросоюза и в восточной и южно части ЕС;
• Пятерка крупнейших европейских аэропортов приняла на 18 миллионов пассажиров больше, чем в предыдущем году;
• Пассажироперевозки выросли более чем на 30 проц. за последние 5 лет;
• Ограниченная пропускная способность аэропортов стала очевидной и распространенной;
• В «Большей четверке» европейских стран пассажирский трафик рос медленнее (+6.9 проц.), главным образом из-за проблемных авиакомпаний, но до сих пор является наиболее значительным.

“Это был хороший год”

Пассажирский трафик через европейскую сеть аэропортов за 2017 годы вырос на 8.5 проц. Этому способствовал возращение динамики роста на европейских рынках вне ЕС, так и рост пассажиропотока внутри ЕС. Пассажиропоток в странах не являющихся членами Евросоюза вырос на 11,4 процента (после падения на 0,9 проц. в 2016), в том числе благодаря возобновлению полетов между Турцией и Россией. В аэропортах Грузии, Украины, Молдовы и Исландии пропускная способность возросла на 20 проц. on average.

Стоит отметить, что аэропорты стран Евросоюза сохранили положительную динамику, дав прирост на 7.7 проц. по сравнению с 2016 (+6.7 проц. по отношению к предыдущему году). Самый больной рост, отмечен в аэропортах южного и восточного фланга ЕС – в Латвии, Эстонии, Польше, Чешской республике, Словакии, Венгрии, Хорватии, Словении, Румынии, Болгарии, Кипре, Мальте и Португалии. Здесь цифры роста двухзначные. Это отражает долгосрочную тенденцию роста числа пассажиров, предпочитающих лететь по этим направлениям, чем в Западную и Северную Европу, и динамичное развитие экономик этих стран.

Оливер Янковец, генеральный директор ACI EUROPE заявил «2017 стал лучшим годом для европейских аэропортов с 2004 года, когда рост трафика был вызван принятием в ЕС 10 новых членов – самым крупным этапом расширения Союза. Стоит отметить, что сейчас это произошло даже вопреки Brexit и некоторыми сомнениями относительно него».

Он также добавил: «Этот показатель демонстрирует несколько лет динамичного роста и доказывает, что спрос на воздушный транспорт сегодня преуспевает экономически и бросает вызов геополитическим рискам. Поразительно видеть, что даже на таком зрелом рынке, как ЕС, пассажиропоток с 2012 года увеличился почти на +30 проц. Такой значительный рост оказывает значительную нагрузку на аэропорты и их персонал. Все больше и больше аэропортов в настоящее время достигают своих предельных возможностей, особенно в часы пик».

Воздушное движение через европейские аэропорты выросло на 8.5 проц. в 2017. Это отражает цикл устойчивого и равномерного улучшения глобальной экономики вообще и европейской в частности.

Пять основных европейских аэропортов («Большая пятерка») показали рост пассажиропотока на 5.5 проц. в 2017 – совместно они обслужили 18 млн дополнительных пассажиров. Это хорошая динамика по сравнению с предыдущим годом (+1.5 проц. в 2016) отражает дальнейшую экспансию бюджетных авиакомпаний на главные рынки и улучшение их положения в аэропортах.

Среди аэропортов «Большой пятерки» Амстердам-Схипхол показал наибольший рост (+7.7 проц.), подтвердив свое третье место с 68.5 миллионами пассажиров, сразу после Paris Charles de Gaulle (69.5 млн, +5.4 проц.). Между тем Лондон-Хитроу будучи самым загруженным аэропортом Европы с 78 млн пассажирами показал рос на +3 проц. Франкфурт–на–Майне был вторым по росту (+6.1 проц., 64.5 млн пассажиров) и занял 4-е место, за ним следует Стамбул-Ататюрк (+5.9 проц., 63.9 млн пассажиров). Этот рейтинг вероятно изменится в 2018 году, так как Амстердам-Схипхол достиг предела свой пропускной способности, в то время как у Стамбул-Ататюрк она растет (+15.9 проц. только за декабрь прошлого года).

Если обратиться к показателям других аэропортов кроме «Большой пятерки», то тот факт, что с 2012 года число европейских аэропортов с более чем 25 миллионами пассажиров в год выросло с 14 до 24, указывает на растущую конкуренцию среди крупных аэропортов и центров. В целом, впечатляющая производительность ряда отдельных аэропортов за тот же период также является свидетельством широкомасштабной конкуренции в аэропортах. К ним относятся: Кефлавик (+267.7 проц.), Стамбул-Сабиха-Гёкчен (+105.2 проц.), Сплит (+98.1 проц.), София (+87.1 проц.), Люксембург (+87 проц.), Эйндховен (+89.9 проц.), Берлин-Шнефельд (+81.3 проц.), Порто (+78.3 проц.), Лиссабон (+74.3 проц.), Афины (+67.9 проц.), Мальта (+65.1 проц.), Варшава-Окенче(+64.3 проц.), Дублин (+54.9 проц.), Лондон-Стансед (+48.3 проц.), Неаполь (+47.8 проц.), Бирмингем (+45.5 проц.), Бордо (+40.5 проц.), Барселона (+34.5 проц.), Амстердам-Схипхол (+34.3 проц.).

Более скромный пассажиропоток через страны «Большой четверки» (Франция, Германия, Англия, Италия) увеличившийся за года 6.9 проц. (в декабре всего на 5 проц.) является результатом проблем некоторых авиакомпаний, в том числе банкротством Monarch и Air Berlin, а также решением Ryanair об отмене тысяч рейсов из-за ошибки в расписании отпусков для экипажей.

Что год текущий нам готовит?

Заглядывая вперед, Янковец отметил: «Этот год тоже должен быть хорошим и мы ожидаем роста в ближайшие месяцы, конечно он будет медленнее. Хорошая новость состоит в том, что у европейской экономики, особенно в еврозоне хорошие прогнозы приближающиеся к максимуму за последние 17 лет. Но с другой стороны рост цен на нефть влияет на положение авиакомпаний и ожидается, что консолидация увеличит влияние нескольких сильных групп. Учитывая приближающийся выход Великобритании из ЕС, можно ожидать повышения загрузки аэропортов, поскольку авиакомпании будут поддерживать существующие направления и открывать новые».

Группы аэропортов с наибольшим ростом пассажиропотока

Аэропорты с наилучшими показателями, полученными в течение 2017 года можно разделить на группы: с ростом более, чем на 25 млн пассажиров (Group 1), 10 и 25 млн пассажиров (Group 2), 5- 10 млн пассажиров (Group 3) и аэропорты с ростом менее 5 млн пассажиров per year (Group 4), показавшие рост +5.6 проц., +11.3 проц., +10.2 проц. и +10.9 проц. соответственно.

Аэропорты показавшие наибольший рост в 2017 (в скобках – отношение к 2016 году) следующие:

GROUP 1: Moscow SVO (+17.8 проц.), Manchester (+8.6 проц.), Amsterdam (+7.7 проц.), Moscow DME (+7.6 проц.), Barcelona (+7.1 проц.)
GROUP 2: Antalya (+38.0 проц.), St Petersburg, Warsaw WAW (+22.7 проц.), Ankara (+20.6 проц.), Lisbon (+18.8 проц.), Prague (+17.9 проц.),
GROUP 3: Keflavik (+28.3 проц.), Naples (+26.6 проц.), Kiev (+22.1 проц.), Malta (+17.5 проц.), Larnaca (+16.5 проц.)
GROUP 4: Bucharest BBU (+208.9 проц.), Nis (+167.8 проц.), Craiova (+100.6 проц.), Batumi (+67.2 проц.), Kaunas (+60.2 проц.)

Также аэропорты с наилучшими показателями, полученными в течение декабря 2017 года тоже делятся на группы: с ростом более, чем на 25 млн пассажиров (Group 1), 10 и 25 млн пассажиров (Group 2), 5- 10 млн пассажиров (Group 3) и аэропорты с ростом менее 5 млн пассажиров per year (Group 4), показавшие рост +3.6 проц., +4.6 проц., +6.8 проц. и +9.5 проц. соответственно.

Аэропорты показавшие наибольший рост в декабре 2017 (в скобках – отношение к декабрю 2016 года) следующие:

GROUP 1: Istanbul IST (+15.9 проц.), Moscow SVO (+13.8 проц.), Palma De Mallorca (+11.7 проц.), Frankfurt (+7.3 проц.), Barcelona (+6.4 проц.)
GROUP 2: Ankara (+28 проц.), Tel Aviv (+18.3 проц.), Izmir (+17.7 проц.), Lisbon (+15.7 проц.), Warsaw WAW (+14.3 проц.)
GROUP 3: Naples (+39.5 проц.), Ibiza (+22.2 проц.), Valencia (+22 проц.), Palermo (+18.7 проц.), Riga (+18.3 проц.)
GROUP 4: Bourgas (+6455.8 проц.), Foggia (+104.5 проц.), Varna (+81.3 проц.), Craiova (+69.4 проц.), Liège (+49.9 проц.)

Доклад ‘ACI EUROPE Airport Traffic Report – December, Q4, H2 & Full Year 2017’ был разработан на основании данных от 252 аэропортов, которые обеспечивают более 88 проц. всего пассажиропотока в Европе.