Туполев АНТ-16 (ТБ-4)

Неудачный и забытый бомбардировщик Туполева АНТ-16

Вскоре после того, как были введены в эксплуатацию бомбардировщики ТБ-3, КБ Туполева начало работу над улучшенной версией, получившей обозначение АНТ-16. Предполагалось что военный вариант машины получит название ТБ-4, но после испытаний проект был закрыт.

Туполев АНТ-16 (ТБ-4)
Туполев АНТ-16 (ТБ-4)

Разработанный в 1930 году, ТБ-3 когда-то был крупнейшим советским бомбардировщиком. Тем не менее, у машины был ряд недостатков, крупнейшими из которых были низкая энерговооруженность и, как следствие, недостаточные по военным меркам бомбовая нагрузка и оборонительное вооружение. Поэтому вскоре после запуска ТБ-3 на заводе Туполева начались работы по его усовершенствованной версии.

Туполев АНТ-16 (ТБ-4)
Туполев АНТ-16 (ТБ-4)

Результатом работы стало создание гигантского бомбардировщика Туполев АНТ-16 (в конечном итоге машина должна была получить обозначение ТБ-4). Самолет имел длину 32 м и размах крыла 54 м, а его максимальная взлетная масса составляла 37 тонн. Силовая установка состояла из шести 12-цилиндровых двигателей”Микулин” AM-34 мощностью 750 л.с. каждый, 4 из которых были размещены в крыльях, а 2 – в гондоле над фюзеляжем с толкающим и тянущим винтами. Максимальная скорость составляла 200 км/ч, крейсерская – 159 км / ч, а дальность полета достигала 1000–2000 км, в зависимости от бомбовой загрузки.

Кабина стрелка ТБ-4
Кабина стрелка ТБ-4

Оборонительное вооружение бомбардировщика состояло из четырех 20-мм пушек и десяти 7,62-мм пулеметов, установленных по два на каждую стрелковую камеру. Стандартная бомбовая нагрузка составляла 4000 кг, но бомбовые отсеки могли вмещать гораздо большее количество бомб – по некоторым данным, до 11 800 кг. Экипаж состоял из 12 человек.

Прототип впервые поднялся в воздух 3 июля 1933 года, за штурвалом находился летчик-испытатель М. Громов. Заводские испытания продолжались до 29 сентября 1933 года и были завершены с отрицательной оценкой проекта. Гигантский бомбардировщик имел те же характеристики, что и его меньший предшественник, а его мощные крылья создавали большое сопротивление. Также двигатели, размещенные в гондоле над фюзеляжем, были очень проблематичными.

Рассматривался вопрос установки более мощных двигателей Микулина AM-35 мощностью 1250 л.с., но до этого дело не дошло. Единственный законченный прототип был списан, а элементы второго прототипа были использованы в работе над пропагандистским самолетом АНТ-20.

Андрей Бочкарев