О ведущих направлениях в дизайне

Когда дело доходит до творчества, то не всегда удаётся действовать в установленных рамках и согласно правилам – истинные художники требуют настоящей свободы. «Сейчас мы хотим минимум правил: мы пытается самостоятельно решать, что делать», – высказывается Томас Эдисон (Thomas Edison), американский изобретатель. Тем не менее, частная авиационная промышленность требует определённых границ: дизайнеры обязаны оформлять джеты согласно непримиримым требованиям Федерального авиационного управления. Это касается по большей части не эстетической, а практической части вопроса – материалы не должны быть легко воспламеняемыми и их вес не должен превышать определённые показатели. Границы не всегда помогают создать нечто уникальное.

«Очень сложно придумать нечто на самом деле инновационное, – рассказывает Джанлука Ашери (Gianluca Ascheri), специалист отдела авиационной разведки Greenline Interiors, – установка нового материала – очень непростая задача. Вся структура должна пройти тест на воспламеняемость, поэтому легче воспользоваться уже изобретённой материей, чем ввести новую».

Требования и границы – какие они?

При оформлении самолётов, к примеру, с текстильными изделиями работать гораздо проще, чем с другими – во-первых, они одобрены требованиями, а во-вторых, даже так можно внести какие-то коррективы. «Мы хотим, чтобы конечный результат дизайна был естественным – мы должны выбирать кожу и ткани, которые знают все, которые смогут сохранить свою первоначальную структуру при обработке и декоре», – утверждает Джим Диксон (Jim Dixon), глава авиации в Winch Design.

Использовать тяжёлые материалы и изделия не допустимо. Прежде всего, нужно учесть ограничения веса и законодательные требования – чем меньше вес той или иной мебели, тем больше можно сэкономить топлива на быстрых перелётах. Внимание к деталям остаётся ключевым – дополнительный дюйм в толще ковра иногда может стать лишним, его может быть достаточно для того, чтобы проблема с весом судна стала ребром.

Композитные материалы сейчас актуальны. Они используются не только в интерьере, но и в непосредственной конструкции самолёта – виной тому их прочность. Замена традиционных конструкций композитами может снизить вес самолёта до 33 процентов.

Нередко в дизайне лайнеров используют мрамор, золото и, конечно, дерево, но всё это должно наблюдаться в умеренных количествах. «Речь идёт о разумном использовании материалов – мрамор или драгоценный камень для ванной или кухонной столешницы будет иметь толщину около 4-5 мм, но это будут материалы наивысшего качества. Именно это помогает найти компромисс с клиентом, находящимся в поиске чего-то особенного и уникального», – заявляет Ашери.

Уровень роскоши или качество?

Время от времени требования заказчиков поражают – нужно либо отказаться от качества и рациональности и сделать упор на роскошь, либо же обойтись максимально простецким интерьером. Здесь для дизайнеров ставятся сложные задачи, однако почти всегда удаётся найти компромисс между определённым уровнем роскоши на борту и качеством. Иногда приходится имитировать те или иные фрагменты. К примеру, литой поликарбонат создаёт эффект кристалла и компенсирует часть веса, но почти всегда владельцы хотят видеть реальные текстуры. Greenline недавно установила хрустальные жалюзи Lalique в салоне самолёта – весит это не так уж и мало, зато впечатление производит неизгладимое.

«Клиенты ценят требования и сертификацию лайнеров, но они почти всегда просят что-то своё – тот уровень роскоши, к которому они привыкли», – делится мнением Диксон. Стоит обратить внимание на VVIP Boeing BBJ, дизайном которого занялись Winch. На борту лайнера владелец может насладиться кожаными креслами мягких кремовых тонов, тёмно-серебристыми панелями дерева, а также линиями рисунков, выполненных вручную – вышивка на коврах добавляет судну элегантности и того самого шика. В салоне лайнера можно встретить перламутровую фурнитуру, а для полноценных обедов есть обеденный стол на пять персон. Какова была изначальная задумка? Дизайнеры хотели видеть нечто элегантное, приятное на ощупь и отчасти строгое, больше подходящее для представителей сильного пола.

Embraer Executive Jets видит выход в использовании углеводородного волокна – так можно создать нечто поистине роскошное в плане отделки, если работать с данными структурами. «Я считаю это индустриальным шиком, – рассказывает Джей Бивер (Jay Beever), вице-президент в сфере дизайна интерьеров, – мы создаём более лёгкие варианты обустройства судна благодаря промышленному дизайну». Это уже смогли реализовать для клиента заказавшего Phenom 100 ACE. Он хотел интерьер в тёмных тонах для своего самолёта. «Может показаться, что этот интерьер самолёта – фортепиано, что действительно ново, но когда свет касается панелей – текстура углеродного волокна красиво переливается. Очень элегантно! – восхищается проделанной работой Бивер, – к тому же в таком интерьере можно сразу же проследить пристрастие клиента к гоночным автомобилям Bugatti».

Ткани и текстуры – смена поколений происходит даже здесь

Традиционные ткани постепенно отодвигаются на задний план, а если же нет – их используют иначе. Это своеобразная революция в мире интерьеров, которая заставляет применять материалы по-другому. К примеру, кожа теперь используется в более интересном формате – сплетаясь с другими текстурами и фурнитурой – металлической как минимум. Появилась много разных вариаций – кожа, достаточно прочная для напольных покрытий, кожа, которая позволяет воздуху циркулировать в кабине. В концепции «Hollywood» от Embraer использовали рельефную отделку кожей – на боковой панели появилось изображение с «объемными» серебряными звёздами, самолёт Говарда Хьюза (Howard Hughes).

Варианты дизайна часто появляются благодаря изучению уже текущих тенденций в моде и дизайне, иногда даже не имеющих отношение к авиации вовсе. К примеру, в Skyranch, спроектированной Embraer. Eddie Sotto создал кожаную отделку вдохновившись сёдлами, чтобы соответствовать теме ранчо – слой деталей и сложная вышивка тому поспособствовали. Разработка столь уникального интерьера показывает, что дизайнеры могут сказать своим клиентам «да» вместо «нет», независимо от их запросов – для Джея Бивера это определённый повод для гордости.

Чересчур персонализированные самолёты потом сложно перепродать – это становится преградой для многих владельцев, которые задумываются над тем, как им обустроить собственный лайнер. В среднем срок владения джетами не превышает пяти лет – затем появляются более интересные предложения для владельцев и устаревшие модели перепродаются. Но вряд ли кто-то захочет приобрести в край персонализированный лайнер, отделанный, к примеру, в духе определённой эпохи или фильма – не поголовно же все являются поклонниками того или иного кинематографа.

Появление экономики совместного использования также приводит к более продуманному дизайну – в таком случае не обойтись без компромиссов. «Клиенты не хотят сильных изменений – нужно находить нечто универсальное, чтобы каждый из владельцев чувствовал себя комфортно на борту и не натыкался на неожиданные модификации», – утверждает Бивер.

Будущее за инновациями?

Сейчас практические решения сочетаются с экстремальным дизайном. И наверняка это наилучший вариант добиться рационального и эстетичного использования материалов. Будущее? Определённо, мир авиации ждёт ещё большее количество инноваций. Компания Embraer внимательно наблюдает за продвижением оптоволоконной ткани. «Были примеры оптоволоконной освещения, уже вплетённого в ковры, но для меня интереснее найти материал, который сможет передавать информацию, – рассуждает Бивер, – сейчас информация отображается на маленьком экране сидения. Это может быть инструкция для пассажира на время взлёта или же информация о безопасности. Тем не менее, было бы здорово представлять эту информацию через материал отделки, появляющийся при необходимости, но в другое время – незаметный.

Перспективное мышление дизайнеров авиации ограничивается лишь небом.