Отсрочка платежей, предоставленная авиакомпаниям, стала ударом по агентствам управления воздушным движением

Luftfartsverket (LFV), шведский аналог Федерального авиационного агентства США (FAA), находится в очень сложном финансовом положении и рассматривает возможность увольнения 500 из 1100 своих сотрудников, если возникнет необходимость.
Решение продиктовано большой потерей дохода из-за резкого сокращения полетов в национальном воздушном пространстве, которое упало на целых 90 процентов. LFV в официальном объявлении предупредил, что в соответствии с местным законодательством сотрудники были уведомлены о возможном увольнении. Сокращение в случае необходимости может охватить пол тысячи работников.

Штаб-квартира в Norrkoeping гарантирует, что трудное решение является “началом четко определенного процесса”, и не исключает таких шагов после более детального анализа. LFV также подчеркнул, что одновременно ведет переговоры с Министерством инфраструктуры о возможных решениях текущей финансовой ситуации, что является сложным. Целью агентства является минимизация числа сотрудников, которых ему придется уволить.

DFS заключил коллективный договор

Ранее о подобных проблемах сообщало немецкое DFS, которое заключило специальное коллективное соглашение с ассоциацией аэронавигационного обслуживания. Соглашение включает, среди прочего, положения, которые позволяют гибко управлять размещением персонала.

“Благодаря этому соглашению стороны коллективного договора и наши рабочие советы показали, что все мы можем действовать быстро во время кризиса. Это единственный способ смягчить последствия этой сложной ситуации”, – подчеркнул тогда проф. Клаус-Дитер Шеерл, генеральный директор DFS. “Коллективный договор дает поле для правильного и быстрого реагирования. Достигнутая таким образом гибкость была бы невозможна, если бы мы не использовали рабочий инструмент в течение короткого времени”, – отметил Шерл.

В DFS работают 5600 сотрудников по всей Германии, в том числе около 3000 в штаб-квартире в Ланген, недалеко от Франкфурта. С середины марта большая часть административного и вспомогательного персонала работает в основном в домашнем офисе. Авиадиспетчеры и другие сотрудники, непосредственно отвечающие за управление воздушным движением в воздушном пространстве Германии, по-прежнему работают в вышках и центрах управления DFS, хотя и в гораздо меньшем количестве.

Евроконтроль требует защиты авиакомпаний в переходный период

LFV, DFS и другим агентствам аэронавигационного обслуживания, безусловно, не помогло недавнее решение Eurocontrol, в котором был согласован финансовый пакет, позволяющий авиакомпаниям отложить платежи в сектор управления движением в размере около 1,1 млрд евро за управление воздушным движением с февраля по май.

“Многие авиакомпании связались с Евроконтролем, чтобы подтвердить, что они не смогут справиться с платежами. С уменьшением трафика на 90 процентов наши государства-члены приняли общий вызов. Такая отсрочка платежей облегчит прямое бремя авиакомпаний и обеспечит определенность финансового планирования как для авиакомпаний, так и для агентств, которым будут осуществляться платежи после окончания кризиса. Важно ценить поддержку, потому что она окажет необходимую помощь авиационной отрасли в их текущих потребностях”, – пояснил тогда Имонн Бреннан, генеральный директор Eurocontrol, организации, членами которой является 41 государство.

Отсрочка оплаты труда ставит трудолюбивых работников в трудную ситуацию, поскольку в ближайшее время им не будет выплачиваться вознаграждение за их ответственную деятельность, хотя они не могут уйти с работы. С их точки зрения, финансовый пакет европейской организации является лишь хорошим решением для авиакомпаний.

Но даже такое решение Евроконтроля Ассоциация европейских авиакомпаний (A4E) приветствовала с умеренным удовлетворением. По мнению группы, наиболее желательной мерой была бы отмена сборов на весь 2020 год, а не только с февраля по май. Только такой шаг обеспечит выживание отрасли и поможет ей возродиться. “Поддержки краткосрочной ликвидности недостаточно, чтобы обеспечить выживание авиационного сектора и сохранить функционирование рынка для пассажиров”, – сказал Томас Рейнаерт, управляющий директор A4E.

Дальнейшие меры поддержки, включая отмену сборов в течение года, дадут авиакомпаниям возможность встать на ноги после преодоления этого кризиса. Согласно A4E, авиакомпании также должны быть защищены от увеличения сборов в период “восстановления”, то есть в переходный период. Эта позиция явно не сулит ничего хорошего для таких агентств, как LFV, DFS и других национальных органов управления воздушным движением.

Андрей Бочкарев