Lineage 1000

Пакистан намерен создать самолет для морского патрулирования на базе бизнес-джета Lineage 1000

ВМС Пакистана смогут использовать Embraer Lineage 1000 для морского патрулирования, заменив ветеранов Lockheed P-3C Orion. Программа модернизации пакистанского потенциала предусматривает переоборудование до десяти деловых самолетов для использования в ВМС.

Lineage 1000
Преобразование Lineage 1000 в морской патрульный самолет зависит от ряда факторов

Согласно порталу Defense News, пакистанский военно-морской флот уже сделал заказ по переделке первого Lineage 1000 в «Sea Sultan», вспомогательную версию морского патруля, на базе бизнес-джета бразильского производителя с широким салоном.

Тем не менее нет официальной программы преобразования Lineage 1000 в самолет, предназначенный для выполнения миссий, отвечающий требованиям, предъявляемым к P-3 Orion. Турбовинтовой ветеран, созданный на основе легендарного L-188 Electra, был разработан в 1960-х годах как самолет, предназначенный для морского патрулирования и борьбы с подводными лодками. В последние годы Boeing запустил в производство P-8 Poseidon, основанный на базе 737-800 и предназначенный для замены флота Orion в ВМС США и союзников Белого дома.

Разработка морского патрульного самолета требует ряда конструктивных изменений, включая возможность сброса гидроакустических буев, глубинных бомб и противокорабельных ракет. Кроме того, в самолет должен быть добавлен ряд специальных систем и датчиков, в зависимости от конкретного проекта, поскольку помимо изменения внутренней конфигурации, они включают в себя установку дополнительного источника питания для приборов, радаров, средств связи и прочего.

Одна из задач — обеспечить дополнительные источники энергии, а также отвести тепло, выделяемое системами, и решить проблему с изменением центра тяжести. Другой вопрос — изменение конструкции крыльев, в случае использования противокорабельных ракет. Эта задача требует особой тщательности еще при проектировании, поскольку помимо того, что самолет переоборудован, чтобы иметь возможность включать в себя оборудование для наблюдения и транспортировку оружия, существует несколько рисков в процессе преобразования. В настоящее время у производителя нет проекта модернизации Lineage 1000,  деловой версии Embraer 190.

Хотя использование турбовентиляторных самолетов для морского патрулирования не является чем-то беспрецедентным, как в случае с P-8 Poseidon, новый профиль полета требует пересмотра характеристик самолета. Часто полеты проводятся на небольшой высоте, с большим расходом топлива и тяговооруженностью двигателя.

Серьезное переоборудование, такое как создание патрульного самолета, будет зависеть от участия, пусть даже косвенного, бразильского производителя. По-прежнему необходимо получить специальные разрешения от правительства США на экспорт, которое имеет право вето, поскольку Lineage 1000, как и многие другие самолеты, использует американские системы.

Андрей Бочкарев