Пришло ли время избавляться от акций Norwegian?

На улучшение ситуации в авиакомпании Norwegian есть надежда, однако ухудшение ситуации на европейском рынке, плохие финансовые результаты и огромные долги компании заставляют думать, что лучший выход для инвесторов – последовать примеру Бьорна Кьоса (Bjorn Kjos) покинувшего компанию.
Катастрофы самолетов 737 MAX Boeing на многие годы подорвали доверие общества к автоматизированным полетам. Бюджетная норвежская дальнемагистральная авиалиния заявила, что заземление ее парка из этих авиалайнеров повлияет на результаты текущего года. Это одна из причин, по которой инвесторы могут насторожиться. Другая плохая новость состоит в том, что президент Бьорн Кьос уходит с поста.

Norwegian теряет президента и деньги

72-летний основатель компании отказывается от поста президента, перейдя на должность советника. Пока новый президент не будет найден, управлять компанией будет нынешний финансовый директор Norwegian Гейр Карлсен. Уход Кьоса, который совпал с объявлением финансовых результатов перевозчика за второй квартал, привел к тому, что вчера цена акций Norwegian упала более чем на 10 проц.

Реализация плана восстановления, объявленного в январе, идет хорошо. Более медленный рост и ориентация на прибыльность означает, что перевозчику будет доставлено меньше новых самолетов, что приведет к снижению затрат. Однако положение компании не улучшается из-за сложных условий, сложившихся в настоящее время на европейском рынке краткосрочных перевозок. В первом полугодии Norwegiana потеряли эквивалент 165 миллионов долларов США, или половину уставного капитала, что является очень плохой новостью для предприятия с крупной задолженностью.

Будут ли темпы улучшения опережать темпы роста долга?

Как отмечают аналитики, все еще есть надежда на позитивные изменения, достигнутые в результате внедрения программы по оздоровлению. Во втором квартале компания смогла сэкономить, изменив сеть сообщений. Отказ от наименее прибыльных маршрутов и ориентация на дальнемагистральные рейсы означает, что теперь Соединенные Штаты стали крупнейшим рынком с точки зрения источника доходов. Экономия средств в этом квартале составила 64 млн долларов, что в годовом выражении  может составить запланированные 234 млн долларов. Однако остается вопрос, можно ли добиться еще большей экономии.

Гораздо более насущная проблема — огромный долг Norwegian. Выплаты по долговым обязательствам за последние 12 месяцев подскочили до 40 процентов от суммы доходов, Компания будет вынуждена сообщить о нарушении условий кредита, если стоимость ее уставного капитала упадет ниже эквивалента 170 миллионов долларов США. Если дальнейшие чистые убытки аналогичны потерям в первой половине года, необходимость сообщить о нарушении условий кредитования, что может случиться уже в этом году. Увеличение доходности (доходность — процентное отношение суммы заработанных денег к сумме вложенных денег) по декабрьским обязательствам до 20 процентов хорошо иллюстрирует эти опасения.

Пример как нельзя к месту, поскольку текущая ситуация в авиакомпании очень напоминает декабрь, когда неприятности были усугублены журналом Forbes. На этот раз British Financial Times сделал сообщение, которое не понравится руководству авиакомпании:
«Г-н Кьос начал свою карьеру в авиации, прыгая с самолетов в качестве десантника в армии. Акционеры должны вдохновиться его примером и выскочить прямо сейчас», – советует газета.

Андрей Бочкарев