“Рейсам-призракам” положен конец

Во вторник 10 марта Европейская комиссия согласилась приостановить действие правил, вынуждающих авиакомпании совершать пустые рейсы, чтобы сохранить слоты в аэропорту назначения. Европейский Союз таким образом намерен смягчить воздействие вспышки коронавируса на экономику.
рейсы призраковНа прошлой неделе Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) призвала отказаться от строгого правила «80 процентов». Авиакомпаниям выделены слоты — но они рискуют их потерять, если не будут их использовать хотя бы на 80 процентов в течение календарного года. IATA также предупредила, что авиакомпании могут потерять до 113 миллиардов долларов из-за эпидемии коронавируса, в зависимости от сценария развития эпидемии.

Хотя вирусная вспышка ограничила количество рейсов и вызвала массовые отмены, чтобы остановить распространение болезнь, перевозчикам все же пришлось выпускать на маршруты свои самолеты, чтобы обеспечить бизнес-план на следующий год. Первоначально Европейская комиссия отказалась принимать запрос IATA, но во вторник изменила решение.

Коронавирус наносит вред экологии и экономике

Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила журналистам, что «в авиации вспышка эпидемии оказывает серьезное влияние на европейскую и международную промышленность. Комиссия очень скоро представит законопроект, потому что хочет, чтобы авиакомпаниям было проще управлять слотами». Она добавила, что это будет лишь временное решение, которое поможет как экономике, так и окружающей среде, так как это положит конец «полетам призраков».

ЕС находился под давлением не только авиационной отрасли. Восемь «зеленых» членов Европейского парламента уже написали главе транспорта ЕС Адина Валеан, призывая к приостановке так называемого Регламента 80/20, ссылаясь на негативное влияние соблюдения этих правил на окружающую среду. Председатель транспортного комитета Европарламента Карим Делла, подписавший письмо, сказал, что «пустые полеты являются одним из наиболее экологически и экономически вредных последствий коронавируса».

В ответ Валеан пояснил, что «с учетом срочной необходимости Комиссия своевременно представит законодательное предложение и призывает Европейский парламент незамедлительно принять эту меру».

Политики пытались изменить жесткие правила для слотов раньше. Министр финансов Франции Бруно Ле Маре попросил в понедельник министра экономики ЕС Паоло Джентилони убедиться, что «авиакомпании могут обслуживать свои слоты, не летая на пустых самолетах». Ле Маре добавила, что «абсурдно, что этот Регламент применяется в данных обстоятельствах».

На Брюссельском авиационном саммите 3 марта генеральный директор Air France-KLM Бенджамин Смит попросил смягчить правила. Помощь пришла слишком поздно для британского перевозчика Flybe, который обанкротился на прошлой недели, и «гвоздем в крышку гроба» этой региональной авиакомпании были финансовые потери, вызванными коронавирусом и необходимостью выполнять пустые полеты.

Несмотря на то, что 31 января Великобритания покинула Европейский Союз, ее министр транспорта Грант Шаппс также попытался приостановить правило о слотах. Закон ЕС пока применяется в этой стране в течение переходного периода Brexit, который заканчивается 31 декабря.

Андрей Бочкарев