Самый маленький в мире 747: Boeing 747SP

Когда мы думаем о Boeing 747, мы представляем себе гигантский самолет, такой высокий, что пилоты даже не могут видеть землю внизу, и такой длинный, что идти от передней части до задней части дальше, чем первый полет самолета братьев Райт. Но знаете ли вы, что на самом деле существует уменьшенная версия 747, настолько короткая, чтобы она даже меньше, чем Boeing 777?

Что такое Boeing 747SP?

Boeing 747SP (SP, означающий специальную производительность), был заказной версией 747, предназначенной для сверхдальних полетов. Оригинальный Boeing 747 мог летать довольно далеко (ним летели из Лондона в Австралию на одном баке газа в рамках рекламного трюка для Qantas), но эта версия могла легко обогнать его, пролетев более 1000 морских миль, чем 747-100.

Он был коротким (несколько приземистым), с большим хвостом и упрощенными закрылками задней кромки. Это позволило ему перевозить 276 пассажиров в диапазоне 10 800 км. У него все еще был культовый горб Boeing 747

Кто летал на Boeing 747SP?

В отличие от других самолетов, которые строились в то время, Boeing 747SP был фактически запросом клиента. Совместное предприятие Pan Am и Iran Air (на то время это был  1973 год) запросило у Boeing самолет большой вместимости, который мог бы лететь прямо из Нью-Йорка в Тегеран (который в то время был бы самым длинным в мире безостановочным маршрутом).

Boeing также рассматривал его как возможность разработать самолет, чтобы превзойти конкурентов trijet, таких как DC-10. В то время у Boeing не было 767 или 757, чтобы заполнить средний рынок  между 737 и 747, поэтому короткий 747SP казался идеальным решением.

Pan Am был стартовым заказчиком самолета в 1976 году, назвав первый Boeing 747SP в своем автопарке «Clipper Freedom». Они продолжили заказ 10 самолетами, еще 35 были заказаны в 1982 году. Интересно, что специальный единоразовый был построен в 1989 году для принца ОАЭ.

Что случилось с Boeing 747SP?

Boeing 747SP столкнулся с той же проблемой, что и многие авиакомпании на протяжении всей истории … рост стоимости топлива. Самолет был тяжелым, не перевозил столько пассажиров, сколько обычный 747 и был дорогим для запуска (четыре двигателя в конце концов). Boeing рассчитывал построить до 200 таких самолетов, но их мечты так и не сбылись.

Кроме того, к началу 1980-х годов начали прибывать другие самолеты, которые могли легко выполнять тот же маршрут и обеспечивать лучший пассажиропоток. Последний коммерческий рейс Boeing 747SP совершил в 2006 году для авиакомпании Iran Air. Поскольку страна в настоящее время находится в блокаде и запасные части не могут быть доставлены из Boeing, вполне вероятно, что они уволили их по необходимости, а не просто заменили их чем-то лучшим. Сегодня 10 самолетов Boeing 747SP все еще путешествуют по небу, некоторые из них используются для исследований и разработки двигателей (Pratt & Whitney), другие для ближневосточных правительств (например, Катар) и два принадлежат казино Лас-Вегаса (Sands).