коридор для испытаний сверхзвукововых самолетов

США создают коридор для испытания гражданских сверхзвуковых самолетов

Возобновление коммерческих полетов со скоростью выше скорости звука должно произойти менее чем через десять лет. НАСА планирует в 2024 году начать экспериментальные полеты  самолета  X-59, на котором американцы намереваются оценить новые технологии сверхзвукового полета.

Сверхзвуковой самолет  X-59 от NASA
Сверхзвуковой самолет  X-59 от NASA

Появление нового поколения гражданских сверхзвуковых самолетов становится концепцией, которая уже почти полностью готова к реализации. После почти двух десятилетий прекращения полетов  Concorde авиационная промышленность и государственные органы  приближаются к созданию реальных условий экономической, экологической и эксплуатационной жизнеспособности таких проектов.

Министерство транспорта Канзаса в центральной части Соединенных Штатов подписало соглашение с FAA, агентством гражданской авиации страны, о создании Канзасского сверхзвукового транспортного коридора (SSTC), который будет использоваться для испытания самолетов, летающих  со скоростью до 3 Маха (примерно 3700 км/ч).

Создание коридора сверхзвуковых полетов над континентом имеет основополагающее значение для обеспечения жизнеспособности этого типа транспорта, который сегодня может летать со скоростью выше скорости звука только  над океанами и некоторыми необитаемыми регионами.
Коридор протяженностью 770 морских миль (1426 км) будет двунаправленным и проходить  на некотором расстоянии  на запад и юг от Гарден-Сити, штат Канзас, почти до Питтсбурга на востоке, на высотах выше FL390 (39000 футов),  прямо над Уичито.

Сверхзвуковой коридор позволит расширить летные испытания с помощью демонстратора технологии X-59, разработанного НАСА в партнерстве с Lockheed Martin. Экспериментальный самолет должен доказать жизнеспособность конструкции, позволяющей летать на сверхзвуковой скорости без создания большой ударной волны, с уменьшенным шумом, который должен быть почти полностью направлен в верхние слои атмосферы. Ожидается, что первый полет X-59 состоится в 2024 году.

Гражданские модели, такие как AS2 и Boom, также должны продемонстрировать на первом этапе способность летать со скоростью выше скорости звука, не создавая  проблем, которые вызывают этот тип полетов.

“В этом году исполнилось 73 года с тех пор, как Чак Йегер преодолел звуковой барьер, и благодаря этому коридор сверхзвуковых полетов Канзас будет играть уникальную роль в сверхзвуковом транспорте следующего поколения”, – сказал сенатор Джерри Моран.

Использование сверхзвукового коридора будет иметь определенные процедуры, включая специальный план полета и предварительное разрешение на использование, а также специальные процедуры входа и выхода в него.

Ассоциация производителей авиации общего назначения (GAMA) высоко оценила инициативу, заявив, что пространство для испытания новых сверхзвуковых технологий имеет важное значение. “Канзасский сверхзвуковой транспортный коридор поможет в оценке конструкции двигателей и структур по смягчению [эффектов] звука, а также в современном акустическом моделировании атмосферы, которое устраняет звуковой удар и формирует шумовую сигнатуру  самолета, летящего  быстрее, чем скорость звука, при очень низком уровне шума”, – сказал президент и генеральный директор GAMA Пит Банс.

Вдоль коридора будут установлены сотни акустических датчиков, которые должны измерять звуковой удар и моделировать шумовую сигнатуру самолета, летящего быстрее звука.

Андрей Бочкарев