Grumman FF в полете с убранным шасси

Страницы истории авиации: Grumman FF (G-5) – первый палубный истребитель с убирающимся шасси

Разработанный в начале 1930-х годов Grumman FF (G-5) был первой конструкцией с убирающимся шасси для ВМС США. Однако эти самолеты быстро устарели и уступили место более новым конструкциям.

Grumman FF
Grumman FF

В начале 1930-х годов ВМС США использовали на своих авианосцах истребители-бипланы с не убираемым м шасси. После успешных испытаний разведывательного самолета Vought O2U Corsair, имевшего убирающееся шасси конструкции Grumman, ВМС США заказали аналогичную модификацию истребителей Boeing F4B. Однако представители Grumman решили, что лучшим решением будет разработка полностью нового бортового истребителя.

В ответ на запрос они представили ВМС США проект нового истребителя-биплана с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Проект был одобрен ВМС США и 22 апреля 1931 года был получен официальный заказ на машину. Опытный образец истребителя, получивший обозначение Grumman FF (G-5), поднялся в воздух 29 декабря 1931 года.
Машина отличалась не только ходовой частью, но и закрытой двухместной кабиной. Благодаря этому появилась возможность быстро адаптировать самолет для выполнения различных задач, в том числе самолета-разведчика. По результатам испытаний было принято решение ввести на вооружение Grumman FF, но с новым, более мощным двигателем.

Истребитель имел длину 7,47 м, размах крыла 10,5 м, а его максимальная взлетная масса составляла 2121 кг. Силовой установкой был двигатель Wright R-1820-78 Cyclone (или его варианты, в зависимости от версии машины) мощностью 700 л.с., обеспечивающий максимальную скорость около 333 км/ч и запас хода до 1100 км. Самолет был вооружен двумя пулеметами 7,62 мм или одним пулеметом калибра 7,62 мм и одним пулеметом калибра 12,7 мм, а также одним пулеметом 7,62 мм в задней части кабины. Под крыльями имелись крепления для двух бомб массой 45-53 кг.

Grumman FF в полете с убранным шасси
Grumman FF в полете с убранным шасси

Поставки истребителей FF (более известных как Fifi) начались 30 марта 1934 года. Было построено 27 серийных машин варианте истребителя FF-1, 33 – в разведывательном варианте SF-1 и по одному прототипу каждой из этих версий. Кроме того, Canadian Car & Foundry Company лицензировала в середине 1930-х годов 52 истребителя для Канады и 34 машины, обозначенные как GE.23 Dolphin, которые экспортировались в Испанию (самолеты были произведены в Канаде, но чтобы обойти американское эмбарго на поставку вооружений Испании, их заказала подставная фиктивная компания из Турции). Испанские FF-1 участвовали в боях во время Гражданской войны, неся большие потери и с подтвержденным результатом только в один сбитый самолет.

Один Grumman FF также отправился в Японию, где его предполагалось использовать для испытаний убирающегося шасси, но на момент поставки использованные в нем решения были устаревшими. По одному экземпляру также купили Никарагуа и Мексика.

В связи с техническим прогрессом эти истребители быстро устарели и в 1936 году (всего через два года после поступления на вооружение) их начали выводить из линейных частей ВМС США. К 1940 году все американские FF-1 были списаны. Канадские машины оставались на вооружении до 1942 года, а машина из Никарагуа — до 1942 года, после чего была отправлена ​​на свалку, где была обнаружена в 1961 году и доставлена ​​в США для восстановления.
Grumman FF был интересной машиной, но он был создан в переходный период для авиации, когда все быстро менялось. Опыт работы над ним был использован в истребителях Grumman F2F и F3F, что, в свою очередь, привело к появлению успешных Wildcats (F4F) и Hellcats (F6F).

Андрей Бочкарев