Сухая реакция на человеческие жертвы самолета Sukhoi в Шерметьево

Темно и невыносимо жарко — вот что испытывали пассажиры аварийного рейса на суперджете Сухой от компании Аэрофлот накануне дальнейших трагических событий, прежде чем самолет совершил посадку и загорелся на взлетно-посадочной полосе 5 мая 2019 года. Как видно, Sukhoi и здесь не оправдал свое название — в тот день на его борту точно не было сухо, тепло и комфортно. Несмотря на то, что большинство пассажиров по традиции продолжают доверять самому крупному российскому перевозчику Аэрофлот, который и является главным эксплуататором модели Сухого в мире, зарубежные перевозчики и СМИ давно трубят о ненадежности данного самолета. Подтверждением опасений стали последние события.

Трагедия Sukhoi SuperJet 100 Аэрофлота, в результате которой 41 человек погиб (предварительная цифра), произошла в воскресенье во время аварийной посадки в аэропорту Шереметьево в Москве.

Причины и следствие

По причинам произошедшей трагедии до сих пор ведется следствие, а компетентные власти могут назвать только «приблизительные» причины катастрофы. В числе очевидных перечисляют грозу и молнию, которая якобы ударила в корпус самолета, повлияв на радиосвязь и системы бортовой безопасности. Однако не нужно быть профессионалом авиации, чтобы понять, что молния никак не может быть причиной неполадок в самолете, так как современные модели давно оснащены всеми системами, чтобы противостоять как сильным грозам, так и погодным электрическим разрядам. Иначе бы самолеты давно сыпались бы с неба, как конфеты.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК), в принципах которого вообще нет понятия прозрачности, ссылается на то, что не все регистраторы полета восстановлены на настоящий момент, и для окончательных выводов требуется их расшифровка.

Однако первоначальные отчеты показали, что у самолета появились проблемы еще до набора необходимой полетной высоты (примерно на уровне в 3 000 метров). Радиосвязь из-за возникших неполадок была прервана, и самолет вернулся в аэропорт Шереметьево без связи с управлением воздушным движением, одновременно сообщив об аварийной ситуации с помощью транспондера. Погодные сводки на момент происшествия сообщали о кучево-дождевых облаках и грозах. Во время двух попыток приземления на ВПП 24L SSJ-100 самолет приближался к полосе слишком быстро, что может указывать на то, что индикаторы скорости также на тот момент не работали. Дальнейшие последовательные удары основного шасси о ВПП вызвали структурные повреждения. От сотрясения топливные баки загорелись, о чем свидетельствуют различные видеозаписи, сделанные из аэропорта.

Что это за птица

Современный самолет, разработанный с помощью крупных западных производителей авиационного оборудования, SSJ-100, к сожалению, унаследовал не самые хорошие качества советского авиапрома. Недостатки систем безопасности стали центральными проблемами при дальнейшей эксплуатации Сухого.

Запущенный в 2000 году, проект гражданского самолета Сухой, SSJ (первый полет в 2008 году) должен был породить семейство джетов от 90 до 140 мест, которые могли бы смело конкурировать с бразильскими Embraer и канадскими Bombardier C Series (сегодня Airbus A220). Однако авария SSJ 100 из-за ошибки навигации во время авиасалона в Индонезии в 2012 году охладила пыл потенциальных клиентов, тем более что среди 45 пострадавших было несколько покупателей.

За тринадцать лет объем заказов первого постсоветского гражданского самолета достигает только 300 единиц и 172 по факту доставленных самолета.

Помимо ошибок пилота, однако, не наблюдалось никаких несчастных случаев, связанных с проектированием или строительством SSJ. Чтобы поддержать производителя самолетов, российское правительство ввело субсидии с целью побудить местных операторов покупать Superjet. Аэрофлот стал первым эксплуатантом самолета. В сентябре 2018 года авиакомпания объявила, что разместила рекордный заказ на 100 суперджетов.

Superjet родился благодаря французской промышленности

Именно из глубин Сибири Сухой пытался покорить Запад. Российский производитель исторических военных самолетов запустил в эксплуатацию гражданский реактивный самолет Superjet 100, частично финансируемый европейскими производителями, причем многие элементы были произведены во Франции. Для центра КнААПО в Комсомольске-на-Амуре, который имел в распоряжении площади в 43 га, производство многообещающего гражданского самолета стало новым увлекательным проектом. Ранее комплекс специализировался на производстве тысяч грозных Сухого Су-20, 27 и 35 самолетов-разведчиков.

Комсомольск на фоне советского пространства имел значение «города коммунистической молодежи». При этом нужно уточнить, что этот центр на границе с Китаем был воздвигнут в 1932 году рабочей силой, представленной узниками ГУЛАГа. Комсомольск до сих пор хранит черты сталинского характера: серые кирпичи, проспекты с редким движением, монументальные бронзовые статуи во славу местных рабочих и т. д.  Местный аэронавигационный центр с его ветхими зданиями свидетельствует о величии прошлого: из 43 000 служащих на заводе сейчас осталось только 17 000.

Неподалеку на реке Амур размещается и еще один местный работодатель — верфь № 199, специализирующаяся на атомных подводных лодках, которая также, видимо, рассчитывает на превосходное военное будущее.

Программа стоимостью 800 миллионов долларов

В этой среде коммунизма многие надежды возлагались на Superjet, первый гражданский самолет Сухого, программу стоимостью 800 миллионов долларов.

Западные исследования рынка показали, что к 2024 году спрос на этот самолет охватит 5 700 региональных рейсов от 70 до 100 мест. Планируется внедрить до 200 единиц Сухого на российском рынке и 600 на экспорт.

В KnAAPO ультрасовременный зал был посвящен его сборке. Дизайну новенького Сухого могли позавидовать Boeing 787 в Сиэтле или A350 в Тулузе. На заводе используются такие же удачные «рецепты» конструкции и аэродинамики будущей модели. Американский производитель самолетов является консультантом Сухого по маркетингу и обслуживанию клиентов.

Проект российского регионального самолета, выполненный с использованием программного обеспечения Dassault Systèmes Catia v5, позволяет 1500 сотрудникам «Гражданских самолетов Сухого» в четырех разных городах (Москва, Комсомольск, Новосибирск и Воронеж) работать вместе. Партнерские конструкторские бюро также подключены к проекту. Двигатели PowerJet SaM146 совместно разработаны Snecma (группа Safran) и НПО Сатурн. Летные испытания пропеллера, установленного на Iliouchine 76, проходили частично в Истре. Кабина Thales напоминает модель Airbus A320, где впервые предлагается на самолете этой категории электрические средства управления с мини-рукавами. Шасси изготовлено Messier-Dowty, топливные системы — Zodiac.

Таким образом, всё должно было быть безупречно в Сухом — советский энтузиазм и поддержка ведущих зарубежных производителей. В разработке самолета участвовали многие международные группы, в том числе французская Snecma и Thales. Однако, Сухой остался не убедительным  вне российского рынка.

Несколько иностранных компаний, которые использовали его, предпочли сократить или прекратить его использование, ссылаясь на проблемы надежности. В феврале единственный европейский оператор SSJ100, ирландская авиакомпания CityJet, избавилась от своих семи SSJ100. Причина — нехватка запчастей, что привело к периодам простоя самолетов, сообщает российская ежедневная газета «Ведомости».

Четырьмя месяцами ранее бельгийская ежедневная газета L’Echo сообщила, что Brussels Airlines, которая подписала кредитное соглашение с CityJet на четыре SSJ100, также собирается избавиться от этих самолетов, «жертв регулярных поломок». «Мы по-прежнему убеждены в качестве« Сухого », но с этим самолетом работать сложно», – оправдывает решение пресс-секретарь Брюссельских авиалиний Ким Даенен.

Также в апреле словенская компания Adria Airways отменила свой заказ на 15 самолетов Sukhoi Superjet-100, заявив, что сомневается в способности компании «Гражданские самолеты Сухого» взять на себя обязательства «честного и стабильного долгосрочного партнерства». В заявлении российской компании говорится, что перевозчику посоветовали расторгнуть договор, учитывая финансовый отчет Adria Airways за 2018 год.

Согласно новостному веб-сайту Aerotime, SSJ100 в основном используются в России. За пределами этой страны его также эксплуатируют мексиканская компания Interjet, Thai Royal Airforce и Казахстан.

45 погибших в 2012 году в Индонезии

С момента запуска SSJ100 испытывал технические проблемы. В марте 2012 года суперджету Аэрофлота пришлось остаться на российском внутреннем рейсе после инцидента с его шасси.

Программа развития Сухого была особенно омрачена крушением самолета в мае 2012 года во время демонстрационного полета в Индонезии, в результате которого погибли 45 человек, включая одного гражданина Франции.

В статье, опубликованной на независимом новостном веб-сайте «Справедливая планета», российско-канадский журналист Игорь Серебряный сообщает о «двух идентичных Шереметьево инцидентах», замеченных на SSJ100 за «менее чем 24 часа».

26 апреля Аэрофлот SSJ100 на маршруте Рига–Москва был вынужден вернуться в аэропорт вылета после потери большой высоты за короткое время. На следующий день, 27 апреля, SSJ100 той же компании, следовавший из Москвы в Волгоград, также должен был вернуться в пункт отправления через 30 минут после взлета по причине аналогичной чрезвычайной ситуации.

В этих двух случаях не было зарегистрировано никаких жертв. Сухой продолжал и продолжает успешно эксплуатироваться на российском рынке, никто не сделал ни единого шага для запрета полетов на столь опасном самолете.

5 миллионов российских рублей — такова цена жизни пострадавших во время трагедии в Шереметьево. Именно такую сумму выплатит за рамками закона Аэрофлот семьям погибших. Достойная ли это цена политики и морали этих событий?