В частной авиации ощущается нехватка пилотов

Когда вы летите на борту частного самолета, то всегда можете рассчитывать на теплый прием пилотов. Они даже помогут донести багаж и удостоверятся, что вы с комфортом устроились в своем кресле. Но сегодня авиация, несмотря на сравнительно высокий уровень заработной платы, столкнулась с очень серьезной проблемой: на данный момент в отрасли катастрофически не хватает пилотов.

Эта тревожная тенденция ощущается как в коммерческих авиалиниях, так и в частной авиации. И возникает большой вопрос: куда делись все квалифицированные пилоты? Дефицит кадров можно объяснить рядом факторов:

– все меньшее число студентов выбирают авиационную карьеру;

– увеличение потребительского спроса на воздушные перевозки, как коммерческие, так и частные;

– тысячи пилотов были вынуждены уйти в отпуск без содержания во время спада 2008-2009 гг.;

– многие опытные пилоты уже ушли или в скором времени должны выйти на пенсию;

– ужесточение правил, касающихся подготовки пилотов.

Увеличение спроса на воздушные перевозки во всех секторах в сочетании с отсутствием людей, выбирающих авиационную карьеру, – вот две основные причины сложившегося дефицита кадров. В то время как множество авиакомпаний попыталось вернуть из долговременного кризисного отпуска пилотов, отправленных в запас, многие профессионалы уже оставили эту отрасль ради поиска и реализации себя в других направлениях.

Недостаток пилотов уже явно ощущается многими региональными авиакомпаниями и частными перевозчиками, а также лоукостерами, которые вынуждены вносить изменения в перечень своих операций и услуг, в том числе:

– отмена выбора рейсов / маршрутов;

– продажа крупных коммерческих лайнеров и частных самолетов;

– приостановка всей деятельности на неопределенный срок.

В некоторых случаях региональные авиалинии заменяют компактных представителей своего авиационного флота на самолеты с большим количеством посадочных мест. Отчасти это делается для максимального увеличения количества пассажиров, которых можно перевезти силами имеющего летного экипажа.

Подбор персонала для коммерческих авиалиний

Крупные авиакомпании США в данный момент набирают пилотов со скоростью, невиданной со времен печально известных событий 11 сентября. Перевозчики конкурируют друг с другом, чтобы нанять, а главное, сохранить имеющуюся рабочую силу (безусловно, наибольший интерес вызывают наиболее талантливые представители профессии).

Там, где для закрытия вакансии нанимались наиболее опытные и образованные пилоты, перевозчикам пришлось понижать свои стандарты. Стремясь повысить численность персонала, многие крупные авиакомпании активно пытаются переманивать пилотов из отрасли частной авиации и из штата небольших региональных операторов. Они успешно могут это сделать, предлагая сочетание:

– более высокой заработной платы;

– предсказуемого рабочего графика;

– большего числа бонусов своим работникам.

Трудно обвинять их в этой тактике. Коммерческие авиакомпании, переманивая пилотов из бизнес авиации, знают, что таким нехитрым путем получают высококвалифицированного сотрудника.

Большинство частных операторов требуют, чтобы их пилоты отвечали самым высоким стандартам в отношении опыта и подготовки. На самом деле, многие пилоты частных самолетов начинают как пилоты коммерческих авиакомпаний, и только получив соответствующий стаж и опыт, уходят в более прибыльную и менее напряженную с точки зрения рабочего графика частную авиацию. Кроме того, некоторые чартерные операторы предъявляют довольно жесткие требования к перевозчикам, с которыми сотрудничают. Например, пилоты должны иметь:

– профильное образование;

– лицензию авиационного транспортного пилота;

– минимум 3000 часов общего лётного стажа;

– стаж 1500 часов в качестве командира экипажа.

Второй пилот также должен отвечать строгим требованиям к образованию, опыту и стажу.

Теперь тенденция меняется, так как авиакомпании, признавая необходимость в дополнительных пилотах, предлагают лучшую зарплату и бонусы. Американская Национальная ассоциация деловой авиации (NBAA), опираясь на результаты ежегодного исследования уровня оплаты труда в авиационной промышленности, опубликовала статью, в которой сравниваются зарплаты лётчиков коммерческих авиакомпаний и пилотов частных самолетов. В зависимости от размера и типа судна, старший капитан, летающий на бизнес джете, в течение 2017 года зарабатывал от $106 536 до $176 288. При этом пилоты одной из крупнейших американских авиакомпаний American Airlines за то же время заработали  $239 363-298 972 (в зависимости от размера самолета).

Как и следовало ожидать, выплата более высоких зарплат для найма и удержания пилотов, прямым образом влияет на итоговую прибыль любой компании. Все это способствует увеличению стоимости авиаперевозок, поскольку дополнительные расходы будут переложены на плечи конечного потребителя.

Однако стоит отметить, что зарплата пилота представляет собой лишь часть общих расходов чартерного оператора, самым крупным из которых являются затраты на топливо.

Преимущества пилотирования частных самолетов

Столь веский аргумент, как более высокая зарплата и наличие более широкого спектра льгот может означать, что все пилоты стремятся работать в авиакомпаниях. Но это не совсем соответствует действительности. Есть несколько факторов, которые часто игнорируются при выборе работы на крупного перевозчика или частного оператора.

Один из самых важных – это непосредственно сами самолеты. В целом, на большинстве частных самолетов, особенно современных, легче летать из-за более современной и передовой системы бортовой электроники. Это, в свою очередь, создает менее напряженные условия труда.

Кроме того, компактные частные самолеты могут приземляться в небольших аэропортах, предоставляя пилотам возможность посетить различные уголки планеты. И поскольку маршрут всегда зависит от клиента, пилот всегда может путешествовать по различным траекториям, что, несомненно, вносит разнообразие в довольно рутинную работу лётчика. Таким образом, если пилот любит разнообразие и, зачастую, непредсказуемость, то работа в частной авиации может быть оптимальным способом его существования.

Еще один момент, который стоит рассмотреть, заключается в том, что многие чартерные перелеты осуществляются в дневное время, то есть в условиях естественной освещенности и они относительно коротки по своей продолжительности. В зависимости от типа воздушного судна и дальности полета, пилот, как правило, в конце дня имеет возможность вернуться домой и заснуть в собственной постели. Хороший пример – пилот вылетает, чтобы доставить группу бизнесменов на деловую встречу, а вечером того же дня возвращает их домой.

Взгляд в будущее

Согласно прогнозу Boeing Pilot Outlook 2017, только Северной Америке и только в течение следующих 20 лет потребуется около 117 000 новых пилотов, чтобы не отставать от ожидаемого спроса. Эта цифра не включает представителей частной авиации и потребности остальных континентов мира.

Чтобы увидеть полную картину, стоит знать, что в тех же Штатах на сегодняшний день насчитывается менее 160 000 пилотов, имеющих лицензию ATP (Airline Transport Pilot). Это лишь на 57,7% покрывает потребность, спрогнозированную компанией Boeing.

Поскольку авиакомпании продолжают увеличивать перечень услуг и наращивать численность своего флота, пилоты станут более востребованными, чем когда-либо ранее. Эта тенденция будет отражена в сегменте частной авиации по мере увеличения числа операторов и брокеров. Если вы ищете карьеру, которая обеспечит хороший доход и гарантирует наличие рабочих мест, то работу пилота, безусловно, стоит рассмотреть как одну из приоритетных.

Глобальный вопрос

Подобная нехватка пилотов не ограничивается территорией Соединенных Штатов Америки. Отсутствие квалифицированных коммерческих пилотов является глобальной проблемой, и, по оценкам Boeing, для удовлетворения растущего спроса во всем мире потребуется еще 637 000 пилотов. Азиатско-Тихоокеанский регион будет испытывать самый высокий спрос, где, по предварительным оценкам, в течение следующих двух десятилетий смогут найти работу около 253 000 лётчиков.

 Привлечение новых пилотов в частную авиацию

Чтобы заявить свои справедливые права на профессиональных пилотов, частная авиация должна проявлять большую активность в достижении цели. Сюда стоит включать не только необходимость найма тех, кто уже выбрал авиацию в качестве карьеры, но и тех, кто еще не определился с карьерным путем.

Начинать стоит с того, чтобы  доводить до сведения молодежи информацию о наличии хороших рабочих мест в частной авиации, и стабильную востребованность на коммерческих авиалиниях. Это означает разработку информационной пропаганды, в рамках которой лидеры отрасли будут посещать учебные заведения и рассказывать о возможностях карьерного роста, которые ждут их в авиации. Сюда включаются:

– начальные и средние школы;

– авиационные колледжи;

– школы технической направленности;

– высшие учебные заведения.

Если вы уже сегодня хотите летать с максимальным уровнем безопасности, то стоит пользоваться услугами только проверенных перевозчиков. Именно с такими сотрудничает компания Cofrance SARL (TM AVIAV). Свяжитесь с нашими специалистами, и будьте уверены, что вашим частным самолетом управляет пилот, обученный по самым высоким стандартам.

Ольга Шошина