В Китае будут бороться с рейсами-призраками

Китайские власти решили положить конец практике отказа авиакомпаний от использования международных прав воздушного движения. Это должно повысить эффективность использования ценных воздушных маршрутов.
Предлагать меньше заявленного количества рейсов, стало практикой авиакомпаний в Китае, которые теперь не смогут рассчитывать на потворство Управления гражданской авиации Китая (CAAC), заявили представители Управления на прошлой неделе.

«Некоторые авиакомпании даже фальсифицировали расписание рейсов, чтобы занять больше слотов для взлетов и посадок», – сказал Ю Бяо, заместитель директора транспортного департамента CAAC, добавив, что «срочно необходимы экстренные меры».

Рейсы-призраки

Проблема авиакомпаний, подающих заявки на обслуживание рейсов, которые впоследствии фактически не используются, относится не только к авиационному рынку в Поднебесной. В мире существуют случаи, когда перевозчики подают заявки на места и права на проведение операций, заявляя о своей готовности обрабатывать рейсы, но позднее эти рейсы выполняются не полностью, выполняются частично или отменяются. Мотивацией для авиакомпаний предпринимать такие действия является желание опередить конкурентов и занять первыми наиболее ценных мест в аэропорту, однако часто имеет место переоценка потенциала коммерческого маршрута или появление эксплуатационных проблем.

Реакция, с которой авиакомпании или аэропорты реагируют на эту ситуацию, различается. Аэропорты с ограниченным воздушным движением часто закрывают глаза на это явление, в первую очередь дорожа хорошими отношениями с перевозчиком. США также известны либеральным подходом к отмене рейсов. С другой стороны, некоторые страны или аэропорты подходят к этому вопросу очень строго, как, например, в Сингапур, где каждая отмена рейса связана с расследованием местных авиационных властей, а неоднократные отмены в прошлом приводили к лишению перевозчика слотов в аэропорту Чанги. По словам представителя CAAC, позиция Китая по этому вопросу постепенно эволюционирует в сторону более ограничительного подхода.

Рейтинговая система и штрафы

В последние годы авиационные власти Китая систематически снижали требования, предъявляемые к отечественным перевозчикам, чтобы открыть новые международные сообщения. Чтобы противостоять мошенничеству, инспекторы CAAC провели расследования, с целью определить, какие авиакомпании не обслуживали заявленное количество операций. Тем не менее, как признает Ю, мошенничество все же имело место, главным образом из-за отсутствия регулярности проверок, а также из-за того, что в правилах не была прописана процедура применения санкционных инструментов к авиакомпаниям, которые их не соблюдали.

С июля этого года, когда вступают в силу новые правила, использование предосудительной практики авиакомпаниями должно быть значительно сокращено. В случае воздушных маршрутов, где имеется достаточное количество предложений, инспекторы CAAC изучат индикатор запланированных рейсов и изменения в расписании. В случае наиболее ценных воздушных маршрутов, власти должны будут проверять каждый рейс на предмет пунктуальности и полного использования прав на регулярные полеты.

Авиакомпании, несоответствующие новым требованиям, будут получать оценки каждые два месяца, которые послужит основой для наложения штрафов. Среди инструментов наказания в распоряжении CAAC, среди прочего возможность наложения на авиакомпании запрета на открытие новых международных рейсов до периода от одного месяца до одного года.

Андрей Бочкарев