Новости деловой авиации - Турбированные самолеты: что это такое?

Турбированные самолеты: что это такое?

У большинства из тех, кто не очень хорошо разбирается в современной авиационной технике, термин «турбированный самолет» вызывает некоторое недоумение. Что такое самолет поршневой, всем хорошо известно на примере хотя бы того же «старого доброго» АН-2, к турбовинтовым относится не менее популярный отечественный АН-24, что касается реактивных пассажирских воздушных судов, то и по их поводу тоже никаких неясностей не возникает.

Новости деловой авиации - Турбированные самолеты: что это такое?
Beechcraft 60 Duke с двигателем Lycoming TIO-541-E1C4 (турбо)

Турбированные самолеты, однако, тоже существуют, хотя они и менее известны не только потому, что существенно менее распространены, но и потому, что по отношению к ним сам термин «турбированный» применяется нечасто. Специалистам в области авиации хорошо известно, что к этой категории следует причислять те воздушные суда, на которых устанавливаются турбированные поршневые двигатели. Такой тип силовых агрегатов все чаще и чаще устанавливается на легковых и грузовых автомобилях, находят они применение и в авиации. Эти моторы имеют немало существенных преимуществ перед обычными поршневыми двигателями.

Прежде всего, следует заметить, что турбированные поршневые двигатели имеют значительно большую мощность по сравнению с обычными поршневыми двигателями такого же рабочего объема, размеров и массы. Специалисты утверждают, что в отдельных случаях разница может достигать 50 проц., но, справедливости ради, следует заметить, что в действительности она все же меньше, хотя тоже довольно существенна (15-20 проц.).

Еще одно весьма значительное преимущество, которое имеют турбированные самолеты перед обычными поршневыми, заключается в их экономичности. Согласно данным статистики, они потребляют на 5-10% топлива меньше. Именно эти достоинства и обусловили использование турбированных поршневых двигателей в воздушных судах (причем, кстати говоря, не только в самолетах, но и в вертолетах).

В качестве достаточно яркого и показательного примера можно привести американский деловой турбированный самолет Beechcraft 60 Duke. В качестве силовых установок на нем установлено два турбированных поршневых авиадвигателя Lycoming TIO-541-E1C4. Мощность каждого из них составляет 380 л/с, и благодаря им этот самолет может развивать максимальную скорость в 460 км/ч. Поскольку турбированные поршневые двигатели, как уже было сказано выше, весьма экономичны, то максимальная дальность полета Beechcraft 60 Duke составляет 2270 километров, что является одним из лучших показателей для поршневых самолетов этого класса. Следует также заметить, что благодаря турбинам существенно улучшилась работа двигателей на достаточно больших высотах.