2020 год прервал 20 лет роста. Объединение авиакомпаний и обновление флота – насущная необходимость

Прошлый год сорвал более чем двадцатилетний рост пассажиропотока на  авиационном транспорте.  Об этом свидетельствуют эксперты нашего портала, проанализировавшие результаты воздушных перевозок по всему миру в прошлом году. 

Авиационная отрасль сильно пострадала от пандемии коронавируса SARS-CoV-2. Понесенный ущерб никогда не был столь значительным со времен Второй мировой войны. Многие страны  на долгое время закрыли свои границы, чтобы сдержать распространение болезни, что отразилось на результатах авиакомпаний, работающих по всему миру. Больше всего от кризиса пострадали перевозчики, бизнес-модель которых ориентирована на дальние маршруты. Авиакомпании, которые полагаются на внутренние рейсы, восстанавливаются быстрее всех.
“Пандемия и ее последствия положили конец 21-летнему росту мирового пассажиропотока за считанные месяцы, сократив объем перевозок в этот период до уровня 1999 года”, – говорят эксперты. Пассажиропоток упал на 67 процентов по сравнению только с прошлым годом. Всего с 1 января по 31 декабря 2020 года авиаперевозчики выполнили 16,8 млн рейсов. Это, в свою очередь, означает снижение почти вдвое по сравнению с 33,2 млн рейсов за тот же период 2019 года.
По данным наших аналитиков, более 40 авиакомпаний по всему миру прекратили или приостановили свою деятельность. Однако эксперты ожидают новых  банкротств в 2021 году. Больше всего поводов для оптимизма у операторов из Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки. Тем не менее, аэропорты крупных городов мира, таких как Нью-Йорк, Пекин и Шанхай, непропорционально сильно пострадали от резкого спада международных перевозок. На Старом континенте это особенно заметно в Амстердаме, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене или Хельсинки, которые также ориентированы на транзитных пассажиров.
“Такие аэропорты, как Миннеаполис, Чикаго-О’Хара, Даллас-Форт-Уэрт, Атланта и Шарлотта теперь имеют гораздо больший трафик, чем порт JFK в Нью-Йорке”, – подчеркивается в исследовании. Все из-за возросшего спроса на внутренние рейсы. Подобное явление наблюдалось в Китае. Международные рейсы упали на 68 процентов по сравнению с 2019 годом, а внутренние – всего на 40. По данным нашего портала, пассажирский спрос на авиаперелеты восстановится не раньше 2024 года, а возможно, только в 2025 году. Первыми сегментами, которые продемонстрируют длительное восстановление, будут внутренние и рекреационные маршруты.
Небольшой рост в прошлом году во время Золотой недели Китая и Дня благодарения в США лишь немного смягчил последствия кризиса. Однако и в этот период пассажиров было на 36 процентов меньше, чем в 2019 году. Вторая волна пандемии, которая осенью обрушилась на население, похоронила шансы на более быстрое выздоровление. Сейчас большая надежда возлагается на  экспресс-тесты в аэропортах и ​​программы вакцинации, которые постепенно внедряются в странах по всему миру.
На последнем ежегодном общем собрании Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) высказано мнение, что количество пассажиров не вернется к позапрошлогоднему уровню  до 2024 года. Однако это один из оптимистичных сценариев. Положительный эффект от пандемии коронавируса заключается в том, что внедряются более современные самолеты. Особую роль  играет Airbus A321neo. Многие авиакомпании также с надеждой наблюдают, как Boeing 737 MAX возвращается в небо. Тем не менее почти 30 процентов мирового пассажирского флота остается законсервированным.
По оценкам IATA, только в 2020 году кризис обошелся авиакомпаниям почти в 220 миллиардов долларов. Снижение расхода наличных станет ключевым фактором выживания перевозчиков в 2021 году. Только в четвертом квартале этого года ожидается первая прибыль.  Наши эксперты  предполагают появление семь ключевых тенденций, которые будут доминировать в авиационной отрасли в этом году.
1. Объединение авиакомпаний
В дополнение к вышеупомянутым более 40 коммерческим авиакомпаниям, которые прекратили или приостановили свою деятельность с начала 2020 года, все больше и больше перевозчиков сталкиваются с такими трудностями, как нехватка наличных. В прошлом многие авиакомпании неоднократно  объединялись. Так было в США и Китае.
Есть много признаков того, что  перевозчики средней величины, работающие в США, снова объединятся или будут поглощены более сильными конкурентами. Подобные тенденции  также ожидаются в Азии, где Korean Air уже подала сигнал о захвате Asian. Однако консолидация вряд ли будет трансграничной из-за различных правил контроля собственности.
2. Внедрение самолетов нового поколения  
В небе появятся новые машины, что означает огромную ежемесячную экономию на расходах на топливо. Кроме того, у авиакомпаний есть четкие цели “более зеленого неба”. По словам наших экспертов, мы станем свидетелями доминирования самолетов, оснащенных по последнему слову техники.
Наиболее популярным будет Airbus A321neo, но не следует забывать и о Boeing 737 MAX, который вернулся к рейсам с пассажирами. Каждый из этих самолетов оснащен по последнему слову техники, имеет отличную дальность полета и самый низкий расход топлива.
3. Выведение из эксплуатации и реконфигурация старых самолетов
30 процентов мирового флота все еще находится на парковках, а процесс восстановления будет медленным и займет несколько лет. Более крупные самолеты, такие как Boeing 747 и Airbus A380, будут выведены из эксплуатации раньше, чем ожидалось. Некоторые их версии будут переоборудованы в грузовые. На 2021 год запланирована переконфигурация 66  самолетов. Ожидается, что в 2022 году таких машин станет больше из-за сильного роста рынка электронной коммерции, поддерживаемого большей группой клиентов, совершающих покупки в Интернете.
4. Новый способ прогнозирования спроса
Количество бронирований, сделанных в четвертом квартале прошлого года, упало на 78 проц. по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Это даже хуже, чем летом 2020 года. Уже тогда 40 процентов бронирований делалось в последний момент –  всего за один-три дня до вылета. Авиакомпаниям труднее использовать данные для прогнозирования будущего спроса, и им нужны новые показатели. Они включают в себя данные онлайн-поиска, сравнения цен и активность в социальных сетях.  Перевозчики и ранее  использовали такие индикаторы, но только как дополнительный источник информаций. Такие действия в будущем, вероятно, станут основными индикаторами для прогнозирования спроса и разработки ценовых стратегий.
5. Оперативная гибкость авиакомпаний
Расписания полетов на  шесть-восемь месяцев вперед будут изменены на ежеквартальные или шестинедельные процессы планирования. По мнению наших экспертов, мы будем видеть все более и более динамичные усилия по планированию, поскольку авиакомпании быстрее реагируют на ценовой спрос и использование парка самолетов. Это поможет разрушить существующие барьеры, которые имели место между сетевыми командами коммерческого планирования и управлением доходами. Авиакомпаниям потребуется операционная устойчивость и беспрепятственное взаимодействие между планированием и операциями.
6. Цифровые уведомления и оповещения для путешественников
Информация для путешественников в режиме реального времени в виде уведомлений и предупреждений будет иметь решающее значение для авиакомпаний и их пассажиров. Окно бронирования приближается к дню поездки, поэтому потребуется интерактивное общение. Это очень важно во времена сбоев и для укрепления доверия путешественников. Внедрение бесконтактных технологий улучшит ситуацию и усилит доверие пассажиров.
7. Растущее значение лизинга самолетов
Столкнувшись с финансовыми трудностями многих авиакомпаний в результате пандемии, лизинговый сектор, вероятно, будет играть еще большую роль, чем раньше. По мнению авторов анализа, количество воздушных судов у лизинговых компаний скоро превысит половину доли в мировом флоте. Перевозчикам очень нужны наличные, поэтому их источником будут продажи и возвратный лизинг.
Андрей Бочкарев