Aero Ae-45S

Aero Ae-45 – чехословацкий послевоенный деловой самолет

Чехословакия была одной из немногих стран бывшего социалистического лагеря, где развивалась самостоятельная авиационная отрасль. В других СССР просто зарубал на корню любые попытки составить ему конкуренцию. Правда и в ЧССР все было под контролем “большого брата” особенно в после “Пражской весны”. Но в первые годы послевоенные чехословацкие конструкторы создавали даже деловые самолеты. Одним из таких был Aero Ae-45.

Aero Ae-45S
Aero Ae-45S

Самолет Aero Ae-45 был спроектирован в 1947 году командой конструкторов, состоящей из инженеров: Мирослава Байтлера, Иржи Бузека, Ондрея Немца и Франтишека Влка. Было построено два прототипа, первый из которых (серийный номер 45.1) был облетан 21 июля 1947 года. Затем последовал второй прототип. Положительные результаты технических испытаний позволили в начале 1949 года запустить серийное производство.

Самолет Aero Ae-45 выпускался на заводе Aero в Праге с 1949 по 1951 год. Всего было изготовлено 200 экземпляров. Первая серия была продана в Италию, Швейцарию и Венгрию. Где использовался в качестве делового, санитарного или туристического. Вторым по величине получателем этого самолета стали “Чехословацкие авиалинии”.

Оба прототипа широко использовались и после испытаний. Пилот Ян Андерл налетал к концу 1948 года на обоих самолетах 20 920 км по зарубежным маршрутам, включая шесть рейсов над Альпами. В августе 1949 года Ян Андерл добился огромного успеха на этом самолете, выиграв гонку Нортона Гриффитса в Англии.

В дальнейшем производство этого самолета было передано на завод SPP Kunowice, где началось производство улучшенной версии, получившей обозначение Aero Ae-45 “Super Aero”. Этот самолет отличался от своего предшественника более богатым навигационным и радиооборудованием, обеспечивал большую безопасность в эксплуатации.

Производство новой версии, Ae-45S, было завершено в 1958 году. На самолетах Ae-45 и Ae-45S были установлены многие международные рекорды, а также перелеты через Южную Атлантику по маршруту Натал-Дакар. Дальнейшим развитием этой модели стал Aero Ae-145.

Конструкция:

Четырехместный цельнометаллический низкоплан классической двухмоторной компоновки.

Крыло двухлонжеронное, покрыто дюралюминиевым листом и оснащено щитовыми закрылками. Между двигателями и фюзеляжем находились слоты, которые выдвигались при открытии шасси. рулевые поверхности покрыты холстом.

Фюзеляж типа полумонокок, покрытый дюралюминиевым листом. Закрытая кабина.
Классическое убирающееся шасси.

Силовая установка – 2 рядных двигателя Walter “Minor 4 III” номинальной мощностью 78 кВт (107 л.с.) и 59 кВт (80 л.с.) каждый.

Технические данные Ae-45S:

Размах – 12,3 м, длина – 7,55 м, высота – 2,35 м, площадь крыла – 17,09 м2.
Масса в снаряженном состоянии – 845 кг, полезная нагрузка – 555 кг, общий вес – 1400 кг.
Максимальная скорость – 280 км/ч, крейсерская скорость – 245 км/ч, экономическая скорость – 195 км/ч, скорость сваливания 90 км/ч, скороподъемность – 4,0 м / с, потолок – 4700 м, дальность полета – 840 км, максимальная дальность с дополнительными баками — до 1500 км.

Андрей Бочкарев