Терминал аэропорта-призрака на Кипре

“Аэропорт-призрак” в Никосии

В результате попытки Греции, управляемой режимом “черных полковников, аннексировать Кипр в 1974 году и последующего ввода войск Турции остров был разделен на две части. Многие важные здания, города и районы с тех пор остались заброшенными и медленно разрушаются. Одно из самых заметных заброшенных мест на острове — “город-призрак” Вароша и аэропорт Никосии.

Заброшенный аэропорт в Никосии
Заброшенный аэропорт в Никосии

Аэропорт Никосии когда-то был самым важным аэропортом на острове. Расположенный в центре Кипра, недалеко от столицы, он мог обслуживать все рейсы. Его строительство началось в 1930-х годах, в 1939 году была построена первая бетонная взлетно-посадочная полоса. Принадлежал аэропорт британской армии.

Первоначально аэропорт в основном использовался ВВС Великобритании, но вскоре после строительства бетонной взлетно-посадочной полосы началось регулярное гражданское воздушное сообщение с Египтом. Однако оно были приостановлены после начала войны. Во время Второй мировой войны инфраструктура аэропорта была расширена, взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки были модернизированы. В 1943-1944 годах аэропорт также использовался в качестве базы для бомбардировщиков, атакующих румынские нефтеперерабатывающие заводы в Плоешти.

После войны гражданское воздушное сообщение с Никосией было восстановлено, но сам аэропорт не был полностью пригоден для гражданских перевозок из-за отсутствия терминала. Лишь в начале 1949 года началась его реконструкция. Работа стоила около 50 000 фунтов стерлингов и была завершена в мае того же года. Со временем вместимость здания перестала быть достаточной для обслуживания растущего пассажиропотока и в 1959 году было принято решение о расширении терминала. В то время аэропорт официально назывался “Международный аэропорт Никосии”.

В 1960-х годах рост гражданского воздушного движения, связанный с расширением курортов на острове, привел к тому, что аэропорт Никосии уже был не в состоянии принимать гражданские и военные самолеты. Поэтому в 1966 году Королевские ВВС официально перебросили свои подразделения в другие аэропорты острова. Это позволило начать реконструкцию аэропорта и строительство нового, гораздо более крупного терминала.

Официально 27 марта 1968 года был открыт новый современный терминал, разработанный немецкой компанией Dorsch und Gehrmann. Стоимость его строительства составила 1,1 миллиона фунтов стерлингов. Здание могло вместить 800 пассажиров и обслуживать 11 самолетов. В 1974 году планировалось его расширение, но в июле все планы рухнули из-за переворота на острове.

Терминал аэропорта-призрака на Кипре
Терминал аэропорта-призрака на Кипре

Аэропорт был закрыт для гражданского движения и использовался для приема греческих военных самолетов, которые доставляли на остров оккупационное войска. 18 июля в аэропорту была организована беспорядочная эвакуация туристов и иностранных граждан с Кипра.
В результате ответного ввода турецких войск для защиты турецкого населения, аэропорт в Никосии стал одной из основных целей десанта. 20 июля некоторые его здания и инфраструктура подверглись бомбардировке и были значительно повреждены. После окончания боевых действий аэропорт находился в демилитаризованной зоне, контролируемой ООН. В ходе переговоров между Турцией и Грецией рассматривался вопрос о возобновлении его работы, но успехом они не увенчались.

Аэропорт был ненадолго открыт в 1977 году для эвакуации трех самолетов, принадлежащих авиакомпании Cyprus Airlines (ранее принадлежавших Великобритании). Один Hawker Siddeley Trident остался в аэропорту, непригодный для эксплуатации, как и обломки ранее разрушенного Avro Shackleton.

Обсломки Avro Shackleton в аэропорту Никосии
Обсломки Avro Shackleton в аэропорту Никосии

Некоторые здания на окраине аэропорта были заняты силами ООН, которые использовали их для своих нужд, но и терминал, и большая часть ангаров и мастерских остались брошенными на произвол судьбы. Обветшавшие здания быстро стали достопримечательностью для смельчаков, которым удалось добраться до аэропорта, чтобы исследовать остатки старого объекта.

Потеря главного аэропорта существенно повлияла на экономику острова. Поэтому еще в 1975 году один из британских военных аэропортов на юге острова был преобразован в гражданский аэропорт — международный аэропорт Ларнаки. В 1983 году был открыт еще один аэропорт — Международный аэропорт Пафоса. В 2004 году в населенной турками северной части Кипра, которая объявила о своей независимости, был открыт международный аэропорт Эрджан.
Аэропорт Никосии по-прежнему заброшен, и, несмотря на дискуссии по этому поводу, не было предпринято никаких действий по его восстановлению. Основная причина просто в том, что нет необходимости открывать еще один аэропорт, когда на острове уже работают 3 новых аэропорта.

Андрей Бочкарев