Объединенная авиастроительная корпорация («Иркут») сообщила, что в субботу (25 декабря) первый самолет МС-21-300 с крылом из полимерно-композитного материала российского производства совершил первый технический полет. Это немного приближает срок поставки новых самолетов первому заказчику – Аэрофлоту.
Панель крыла установлена на самолет МС-21-300, предназначенный для поставки первому заказчику (launch customer) – российскому Аэрофлоту. 29 ноября этого года самолет доставлен из цеха окончательной сборки Корпорации «Иркут» в цех летных испытаний. Специалистам завода и связанных с ним компаний было поручено провести программу наземных тестов самолета и его систем и подготовить его к первому техническому полету, который состоялся 25 декабря.
По словам представителя ОАК, первый полет самолета с крыльями из российских композитов подтверждает, что МС-21 последовательно и неуклонно развивается, несмотря на санкции и якобы недобросовестную конкуренцию. На самом деле, как считают эксперты, это – результат накопленных знаний и опыта в авиационной отрасли во времена СССР, а также беспрецедентной государственной поддержки. Общий объем средств, выделенных Минпромторгом России на создание композитного крыла, составляет 4,4 миллиарда рублей.
Надо сказать, что российская технология имеет ряд преимуществ перед традиционной технологией и позволяет повысить производительность, снизить трудоемкость и затраты на производство, обеспечить условия для формирования крупногабаритных деталей и качественной серийной продукции. Но только по сравнению с технологиями 50-летней давности. В остальном «новая» технология давно применяется западными производителями, которые имеют большой опыт и их продукция легче и прочнее. Обладает таким опытом и Китай, но он не стал спешить с его передачей России.
К настоящему времени уже изготовлено составное крыло для двух самолетов, и ведется производство третьего комплекта. ОАК планирует второй половине 2022 года получить изменения в сертификате типа на композитное крыло из российских материалов и начнутся поставки машин. Необходимость в изменениях сертификации подтверждает мнение наших экспертов, что первоначальные требования были жестче и соответствовали нормам промышленно-развитых стран. Российский производитель не смог добиться надлежащего качества и потребовались изменения в нормах сертификации. Как это скажется на безопасности и экономичности машин – покажет практика.
Разработка и производство российских полимерных композиционных материалов для крыльев МС-21 начались после введения США торговых ограничений на «Аэрокомпозит» в сентябре 2018 года. Доля композитов в конструкции МС-21 составляет около 40 проц. – это рекордный результат для самолетов средней дальности. Отечественные материалы для композитных опорных конструкций разработаны при участии ученых МГУ и предприятий Росатома. Наружные панели крыла и средняя часть крыла МС-21-300 изготовлены компанией «АэроКомпозит-Ульяновск». Для изготовления крыльев используется запатентованная Россией технология вакуумной инфузии.
Новый узкофюзеляжный самолет из России
МС-21 (МС-21 «Магистральный самолет 21 века» – «Главный самолет 21 века») – серия из трех модификаций (-200, -300, -400) узкофюзеляжных самолетов средней дальности, которые могут вмещать от 150 до 230 пассажиров. Дальность полета всех них должна составить около 5000 км. Самолет был разработан компанией «Иркут» и конструкторским бюро Яковлева. МС-21 – это усовершенствованная версия самолета Яковлев Як-242, который никогда не производился. Новая машина должна была заменить, прежде всего, устаревший Ту-154, а в перспективе и более новый самолет Ту-204/214. Но пока велась разработка, российские авиакомпании обзавелись западными и бразильскими самолетами и уже довольно скептически относятся к перспективам почти навязчивого внедрения отечественных самолетов в их флот. Самый крупный заказ пока разместил Аэрофлот, подписавший контракт на поставку 50 самолетов МС-21. Всего было заказано 175 машин этого типа.
По словам министра торговли и промышленности РФ Дениса Мантурова, первые поставки Иркут МС-21 первому получателю – линии Аэрофлота (launch customer) должны были состояться в конце 2021 года, и уже известно, что срок поставки будет сорван. Кстати, еще стоит добавить, что в августе этого года «Иркут» подвел предварительные итоги наземных испытаний самолета МС-21-300, подтвердившие возможность эксплуатации самолета при наличии воды на взлетно-посадочной полосе. Подробнее об этом в статье «Иркут завершил водные испытания нового МС-21-300 (фото)». Еще одним важным событием стал первый технический полет МС-21 с российскими двигателями ПД-14 с не менее сомнительными характеристиками, чем композитный планер.
Андрей Бочкарев