Большие заботы о малой авиации

С 27 по 28 октября в Москве в конференц-зале отделя «Арт Москва» состоялась 59-я Московская международная конференция«Развитие региональной авиации». В роли организатора выступила Ассоциация «Аэропорт Гражданской авиации». Темой обсуждения стали перспективы развития аэропортов местных воздушных линий. Большинство аэропортов регионального значения и местных воздушных линий пребывают либо в критическом состоянии, либо в стадии прекращения своего существования. Проблемным аспектом является физическое и моральное устаревание наземной инфраструктуры с одной стороны и отсутствие потребного количества воздушных судов соответствующего класса, а также физическое и моральное устаревание большинства их типов – с другой.

Находящиеся в федеральной собственности, аэропорты региональных и местных авиалиний  при сокращении объемов работ за последние годы в 10 и более раз выживают и продолжают работать только в тех регионах, где им оказывается финансовая поддержка, как со стороны местных властей, так и со стороны преуспевающих градообразующих предприятий других отраслей, заинтересованных в существовании и функционировании авиации. Действующие на настоящее время государственные целевые программы  по развитию инфраструктуры аэропортов России, к сожалению, охватывают не более 10-12% авиапредприятий. Наиболее сложным является положение   аэропортов Северных регионов, где крайне слабо или полностью отсутствует транспортная инфраструктура, и при этом воздушный транспорт является практически безальтернативным средством сообщения.

Одним из примеров является  положение в Сибирском округе, где, начиная с 90-х годов, сеть местных аэропортов неуклонно сокращалась и в результате уменьшилась примерно в четыре раза. Причин тому много – прежде всего, высокая стоимость авиаперелета, снижение платежеспособности населения и, как следствие, уменьшение его транспортной подвижности.

Кроме того, на содержание аэродромной сети регионального значения из федерального бюджета выделялось явно недостаточно средств. При этом  большинство местных аэропортов (аэродромов) построены более 50 лет назад, и к настоящему времени их изношенность достигает 70-80 %. Кроме того, постоянно ужесточаются требования безопасности, которые не учитывают размеры и состав инфраструктуры аэропортов, обслуживающих воздушные суда регионального и местного классов.  Малым аэропортам, обслуживающим три-четыре рейса в неделю, к тому же негде взять колоссальные средства, необходимые для выполнения всех предписаний и требований. В результате аэропорты в небольших поселениях не выдерживают такой нагрузки, вследствие чего в лучшем случае их переводят в статус посадочных площадок, а в худшем  вовсе закрывают.

В ходе заседания рассматривались организационные аспекты деятельности и основные направления реконструкции аэропортов региональных и местных авиалиний. Заседание началось с доклада «Пути снижения издержек аэропортового бизнеса», с которым выступил генеральный директор НМЦ «Аэропрогресс» Александр Фридлянд. В своём выступлении он обратил внимание на снижение уровня рентабельности аэропортовой деятельности в результате пандемии коронавируса. Генеральный директор ФКП «Аэропорты Севера» Вадим Волков сопоставил преимущества и недостатки федеральных казённых предприятий. Из них «Аэропорты Севера» включает в себя наибольшее количество аэропортов – всего 30. необходимость создания ФКП обусловлена суровыми климатическими условиями, большими расстояниями, низкой плотностью населения, следствием чего является низкий пассажиропоток, и высокими издержками в аэропортовой деятельности, что приводит к убыткам.

Докладчик также сопоставил преимущества и недостатки ФКП как формы существования для аэропортов. Вице-президент АЭВТ Борис Карпович представил перспективы развития региональных авиаперевозок, зависящих от ряда факторов, из которых основными являются процесс обновления парка воздушных судов и реализация программ субсидирования перевозок.  Начальник отдела по пассажирским перевозкам Московского отделения IATA Владимир Проскурин представил прогнозы развития авиатранспортной отрасли после пандемии. Заместитель генерального директора ОАО «Международный аэропорт «Манас» (Бишкек)  Абдималик Бусурманкулов выступил с докладом о перспективах развития региональных аэропортов в Кыргызстане, где рассказал о планах реконструкции ряда региональных аэропортов.

Ряд выступлений касался технических аспектов реконструкции аэропортовой инфраструктуры.  Начальник отдела ООО «Торговый дом РЕКС» Алексей Никитский изложил пути технического решения задач по восстановлению конструкций и сооружений в аэропортах, в том числе искусственных покрытий аэродромов в условиях Севера. В его выступлении речь шла о материалах, которые методом инъекций вводят в растрескавшиеся аэродромные плиты, панели конструкций зданий и т.п. Главный технолог ООО «Компания Би Эй Ви» Радий Ахмедъяров в своём выступлении представил технологии и материалы для ремонта аэродромных покрытий.

Проблемы обеспечения топливом воздушных судов  местных авиалиний в Сибири и на Дальнем Востоке изложили специалисты МГТУ ГА – доктор технических наук  профессор Василий Самойленко, кандидат технических наук  доцент Александр  Козлов и ассистент преподавателя Константин  Балышин. Многие проблемы авиатопливообеспечения в этих районах обусловлены климатом и низкой транспортной доступностью.

Участники конференции пришли к единому мнению, что для оздоровления сегмента региональных и местных авиалиний необходимо выработать рациональную нормативно-правовую базу, на которой строится деятельность данных аэропортов. Подход к обеспечению транспортной и авиационной безопасности должен учитывать их отличия от аэропортов, предназначенных для обслуживания магистральных воздушных судов. Все участники заседания также пришли к мнению, что региональный и местный сегмент нуждается в государственной поддержке. Федеральное казенное предприятие в настоящее время является оптимальной формой существования для региональных и местных аэропортов.

Петр Крапошин