Что инцидент с воздушным пиратством в Беларуси означает для деловой авиации

Рассмотрим следующий сценарий международных операций:

Вы управляете новым сверхдальнемагистральным бизнес джетом работодателя, курсируя на скорости 0,87 Маха на эшелоне FL410 в международном воздушном пространстве в спокойный безоблачный день. Все приборы работают отлично, система управления полётом подсчитала, что вы доберетесь до места назначения раньше, после чего начальник хлопнет вас по плечу и скажет: «Хорошая работа, так держать».

 

Что могло пойти не так?

Затем вы выглядываете в боковое окно и видите МиГ-29, чьи подкрыльные пилоны украшены ракетами класса «воздух-воздух», который степенно летит рядом с законцовкой крыла вашего бизнес джета. Затем поступает радиозвонок из службы управления воздушным движением, о котором вы даже не догадывались в своих самых смелых фантазиях: «Следуйте за военным эскортом и приземляйтесь, иначе вас собьют в небе». А теперь, капитан, вас – а также вашу команду, и пассажиров – ждет очень плохой день.

Так же как и экипаж из шести человек и 122 пассажира на борту рейса 4978 Ryanair 23 мая 2021 года. Боинг 737-800 совершал крейсерский полет на эшелоне FL400 в воздушном пространстве Беларуси по маршруту Афины – Вильнюс, когда служба управления воздушным движением сообщила пилотам о «потенциальной угрозе безопасности» на борту, «вероятно, бомба». Хотя Боинг ирландской авиакомпании, зарегистрированный в Польше, находился всего в 39 морских милях (72 км) от Вильнюса, ему было приказано немедленно повернуть на восток, в Минск, столицу Беларуси, находящуюся значительно дальше. Чтобы добавить немного жару данной просьбе, МиГ-29 ВВС Беларуси сразу же появился за окнами кабины, якобы для обеспечения «сопровождения» к измененному пункту назначения.

А теперь поставьте себя на место этого экипажа. Будучи профессиональным пилотом, ваша самая большая ответственность – безопасность пассажиров. Чтобы бы вы сделали? Ринетесь к литовской границе? Предупреждение о бомбе и инструкции о немедленном отклонении исходили от управления воздушным движением – всегда надежный источник правды, не так ли? – так что, конечно, вы последуете за МиГом и приземлитесь. Именно так и поступили пилоты Ryanair 4978, приняв координаты международного аэропорта Минска, и приземлившись в столице Беларуси через 30 минут после первоначального радиовызова.

Когда 737 вырулил на летное поле, рядом с которым базируются и другие коммерческие и частные самолеты, его немедленно окружили люди в военной форме – некоторые с собаками – и пожарные команды аэропорта. Еще через полчаса – пока люди в форме небрежно стояли вокруг самолета, шутили друг с другом, а у пассажиров и экипажа все больше возрастало чувство тревоги оттого, что на борту может находиться бомба – пассажирам наконец приказали выйти группами по пять человек с багажом и удерживали у трапа. Багаж был разложен на летном поле, и начались проверки с собаками.

В частности, один пассажир, молодой человек, проявил интерес к униформе, после чего он был немедленно окружен. С ним грубо обращались, его багаж дважды обыскали, а затем увели и арестовали в терминале. Затем членов экипажа и пассажиров, некоторые из которых были с детьми, затолкали в терминал, где оставили стоять в темном охраняемом коридоре на 3 часа без объяснения причин и без доступа к воде, пище или даже туалетам.

 

Сниженный ложью

Теперь известно, что угроза взрыва была уловкой – откровенной ложью – дабы вынудить экипаж борта Ryanair остаться в воздушном пространстве Беларуси и приземлиться в Минске, далеко от первоначального места назначения в Литве. Похоже, что единственной причиной этого обмана было задержание незадачливого пассажира, Романа Протасевича, белорусского журналиста и откровенного критика президента Александра Лукашенко, который с 2019 года жил в изгнании. Он путешествовал со своей девушкой, гражданкой России Софией Сапего, которая также была задержана.

Через 3 часа пассажиров вывели из временной тюрьмы в коридоре в холл с небольшим кафетерием, и спустя семь с половиной часов после вынужденной посадки в Минске, борт Ryanair снова поднялся в воздух, взяв курс на Вильнюс. Примечательно, что на момент приземления в литовской столице на борту 737-го было на пять пассажиров меньше. Среди отсутствующих, конечно, были Протасевич и Сапего; с тех пор стало известно, что остальные трое были сотрудниками службы государственной безопасности КГБ Беларуси (которая по-прежнему носит аббревиатуру советской эпохи). Таким образом, вся эта ложь (о предполагаемой бомбе на борту и вынужденном привлечении МиГа и посадке в Минске) была подстроена в Афинах только для того, чтобы выманить белорусского диссидента из самолета.

На следующий день Лукашенко, который к настоящему времени считается самым долго правящим главой европейского государства, не только признался в приказе перехватить самолет Ryanair 737, но и похвастался этим. Затем он подписал новый закон, чтобы еще больше подавить инакомыслие. Осуждаемый многими из своих подданных, Лукашенко закрыл страну задолго до пандемии Covid-19, взяв под контроль средства массовой информации, выследив и посадив в тюрьму всех, кто имел иное мнение, и отверг модернизацию, предложенную в качестве разрядки международной напряженности, и принятую в ​​других частях бывшего СССР. После распада Советского Союза Беларусь (первоначально Белоруссия) становилась все более изолированной от Запада. В результате сегодняшняя Беларусь во многом напоминает путешествие в Советский Союз 1960-х годов в период холодной войны.

Но в последние годы, как и в других странах с диктаторским режимом, молодые люди начали агитировать за предоставление большей свободы и контроля над своей собственной жизнью. Протасевич был одним из них, основавшим страницу в социальной сети, чтобы поощрять оппозицию репрессивному правительству, особенно после переизбрания Лукашенко в прошлом году, которое, по некоторым утверждениям, было сфальсифицировано. В конце концов Протасевич бежал из Беларуси, опасаясь за свою жизнь, и продолжил работу из-за границы. Примерно через неделю после того, как его сняли с рейса Ryanair, он появился на белорусском правительственном телевидении и признался в совершении преступлений против государства. Несколько его соратников-диссидентов, также эмигрантов, живущих за пределами Беларуси, утверждали, что его пытали, а это, по утверждениям оппозиционеров, является обычным делом для головорезов Александра Лукашенко. (Несколько пассажиров Ryanair 4978, опрошенных после полета, заявили, что, когда капитан объявил через систему оповещения пассажиров, о том, что самолет направляется в Минск, Протасевич заметно взволновался. Он, очевидно, знал, что его ждет.)

 

Международное возмущение

Незаконный акт Лукашенко по захвату коммерческого самолета, находящегося в воздухе (что вполне могло произойти и с частным самолетом), вызвал немедленное возмущение многих мировых лидеров, а генеральный директор авиакомпании Ryanair Майкл О’Лири назвал это «случаем государственного угона». (Неудивительно, что исключением стал президент России Владимир Путин, к которому Лукашенко обратился за поддержкой.) В Брюсселе президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен также охарактеризовала действия Беларуси как угон самолета, после чего Евросоюз немедленно запретил полеты через воздушное пространство 27 стран-членов ЕС авиакомпании Belavia и других перевозчиков, имеющих лицензию в восточноевропейском государстве. Затем Брюссель призвал базирующиеся в ЕС авиакомпании избегать полетов в города Беларуси. Lufthansa, Austrian Airlines, Air France и KLM сразу же пообещали прекратить полеты в Беларусь. И Великобритания, теперь отделенная от ЕС, присоединилась к бойкоту, приказав своим авиакомпаниям избегать воздушного пространства Беларуси, «чтобы обеспечить безопасность пассажиров».

Хотя американские авиалинии не осуществляют прямые рейсы в Беларусь, госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что руководство Республики Беларусь «поставило под угрозу жизни более 120 пассажиров, включая граждан США» и потребовал немедленного освобождения Протасевича и проведения полноценного расследования, сообщает The New York Times. Между тем, Федеральное агентство безопасности выпустило извещение NOTAM по международной безопасности KICZ A0017 / 21 с обращением к Минскому району полетной информации, рекомендовав всем американским операторам, выполняющим перевозки пассажиров в воздушном пространстве Беларуси или через него, проявлять «крайнюю осторожность» до тех пор, пока агентство не сможет «лучше оценить обстоятельства событий 23 мая 2021 года». Это, конечно, не совсем запрет, но рекомендация рассмотреть «оценку эксплуатационного риска».

21 июня США, ЕС, Великобритания и Канада совместно ввели санкции в отношении нескольких правительственных чиновников Беларуси, которые, как предполагается, были причастны к задержанию авиалайнера Ryanair по приказу Лукашенко. Их активы были заморожены и в отношении этих лиц были введены запреты на поездки.

Как долго продлится это возмущение и связанные с ним санкции, пока неизвестно. Но пока что в Восточной Европе существует виртуальная стена бесполетного воздушного пространства. С тех пор, как в 2014 году зенитной ракетой был сбит Boeing 777 Malaysia Airlines над Восточной Украиной, в результате чего погибло 298 пассажиров и членов экипажа, большинство перевозчиков и операторов деловой авиации избегали транзита через украинское воздушное пространство, поскольку гражданская война в стране продолжается. Теперь добавьте Беларусь к северу от Украины, что отрезало прямые маршруты между Европой и Азией – которые раньше формировали коридор восток-запад – в результате чего международная авиация должна бороться с серьезными сбоями, а также значительно терять время полета и нести повышенные эксплуатационные расходы, чтобы облететь закрытые области. По данным службы слежения Flightradar24, за неделю до вынужденной посадка Ryanair через воздушное пространство Беларуси прошли 3300 рейсов, из которых только пятая часть приземлилась в аэропортах страны или вылетела из них.

 

Управление изменением маршрута в оспариваемом воздушном пространстве

Агентством, которому поручено разбираться в сложившейся ситуации, является базирующийся в Брюсселе Евроконтроль, который объединяет поставщиков аэронавигационных услуг 41 государства-члена и двух партнеров (за исключением Беларуси) и управляет контролем потока через континент. Когда ЕС и Великобритания обратились к базирующимся авиакомпаниям с просьбой избегать воздушного пространства Беларуси, на менеджера Евроконтроля легла задача координировать изменение маршрутов выполняемых международных рейсов вокруг обозначенных запретных для полетов зон. Можно себе представить, каким напряженным мероприятием, должно быть, это стало для диспетчеров устройства управления локальными сетями. Евроконтроль имеет планы на случай непредвиденных обстоятельств для такого рода вещей – частыми сбоями в последние годы были извержения вулканов в Исландии, которые направляли разрушительные облака пепла через Северную Атлантику и Европу, а также события, связанные с военной деятельностью на Ближнем Востоке. Агентство постоянно анализировало эффективность после реализации планов реагирования на инциденты, связанные с закрытием воздушного пространства

Помимо своей роли в надзоре за управлением потоками коммерческой и частной авиации в Западной Европе, Евроконтроль также является исследовательским центром и ресурсом для управления воздушным движением и смежных дисциплин и, как таковой, представляет собой сокровищницу данных об операциях над континентом. Например, в обновленном документе Евроконтроля говорится, что «около 400 рейсов в день используют воздушное пространство Беларуси», включая ту часть, которая не проходит через воздушное пространство стран-членов Евроконтроля. Количество рейсов составляет 300 в день, примерно 100 из которых представляют перевозчиков из ЕС или Великобритании, и 100 рейсов начинаются или заканчиваются (т.е. являются рейсами назначения) в Беларуси, из которых 14 выполняются авиакомпаниями ЕС или Великобритании.

Интересным фактом является то, что в 2019 году Евроконтроль получил от Беларуси 85 миллионов евро в качестве сборов за навигацию – уровень, которого страна-изгой почти наверняка не сможет достичь в этом году благодаря ограничениям на пролет и использование воздушного пространства, наложенным международным сообществом, а также из-за продолжающейся пандемии Covid-19.

Операторы (включая бизнес авиацию), избегающие воздушного пространства Беларуси, вероятно «вынуждены будут иметь дело с дополнительными тратами времени и топлива в зависимости от маршрута. Дальнемагистральные перевозки, вероятней всего, пострадают меньше», говорится в информационном документе Евроконтроля. Кроме того, «наиболее эффективными опциями для большинства авиаперевозчиков будет изменение маршрута для пролета в воздушном пространстве стран Балтии (Литвы, Латвии и Эстонии). Сетевое управление Евроконтроля уже тесно сотрудничает с провайдерами аэронавигационного обслуживания соседних и других затронутых стран, чтобы обеспечить безопасное управление этими изменениями в потоках движения, максимально избегая задержек».

Хотя при «нормальном ходе событий» отдельные страны сохраняют ответственность за определение того, является ли воздушное пространство безопасным, и могут закрыть его по своему усмотрению, если будет принято решение ограничить доступ к определенному воздушному коридору в пределах компетенции сетевого менеджера, Евроконтроль уполномочен информировать эксплуатантов коммерческой и частной авиации о закрытии, обычно посредством извещений NOTAM, и, если государство запрашивает, отклонять планы полетов в или через затронутое воздушное пространство. (Агентство по безопасности полетов Европейского союза [EASA] может также выпустить инструкции в форме информационных бюллетеней по безопасности полетов, если сочтет эту меру необходимой).

 

Шошина Ольга