KC-135 Stratotanker

Десятка самых долговечных военных самолетов в истории

Хотя развитие технологий, особенно оборонных, ускоряется, некоторые виды военной техники остаются на вооружении, несмотря на то, что с момента их ввода в эксплуатацию прошло много времени. Это особенно верно для самолетов, которые часто используются в течение долгих десятилетий. Некоторые из них проходят модернизацию, другие почти в неизменном виде непрерывно выполняют свои задачи. Наша редакция составила список 10 самых долгоживущих военных самолетов.

AC-130 Specte (gunship)
AC-130 Specte (gunship)

Новый смартфон, новый ноутбук, новая машина. Быстрое развитие технологий не означает долговечности оборудования. Производители стараются предлагать новые продукты, используя новые технологические решения, почти каждый год. Обычный потребитель обеспокоен тем, что его 4-летний телевизор не поддерживает UltraHD, и рассматривает возможность его замены, несмотря на то, что такой телевизор не дает ему ничего на практике (конечно, за исключением преимущества над соседом).
А что скажут военные, для которых технологическое преимущество перед их оппонентом часто сводится не только к победе или поражению, но даже к вопросу о жизни и смерти? Конечно, они стараются использовать новейшие технологии, которые часто возникают в военных лабораториях и лишь позже выходят на гражданский рынок. Они первыми получают новейшие игрушки, используют оборудование одного поколения, тем временем внедряют второе, а в секретных исследовательских центрах тестируют решения, которые начнут использоваться через 20 или 30 лет. Но при этом они иногда продолжают использовать оборудование, которому более 60 лет.

Причина в том, что, к сожалению, новое оборудование стоит дорого. Возьмем, к примеру, первые поколения истребителей F-16, которые тогда стоили менее 20 миллионов долларов, в то время как последняя версия, F-16V, использующая решения более новых F-22 и F-35, будет стоить 70 миллионов. И это не самая высокая цена за один самолет, учитывая, что F-35 стоит около 100 миллионов долларов. Поэтому даже те страны, которые тратят самые большие суммы на поддержание обороноспособности, ищут возможность сэкономить деньги налогоплательщиков и вместо выбора нового оборудования модернизируют старое. И если у оборудования есть потенциал для модернизации, то оно может прослужить более полувека.

10. McDonnell-Douglas F-4 Phantom II – 59 лет

McDonnell-Douglas F-4 Phantom II и F-22 Raptor
McDonnell-Douglas F-4 Phantom II и F-22 Raptor

Phantom II был создан по инициативе компании McDonnell-Douglas, первоначально как улучшенная версия, а затем преемник ее же палубного истребителя F3H Demon. Тем не менее, он был определенно больше и тяжелее его, и был представителем новой эры самолетов, способных выполнять миссии в любых погодных условиях, бороться как с летающими, так и с наземными целями с помощью управляемого и неуправляемого оружия, в том числе находящегося вне поля зрения летчика.

F-4 Phantom II
F-4 Phantom II

Он также был одним из немногих самолетов, используемых одновременно ВМС США, ВВС и морскими пехотинцами. Первые опытные образцы F-4 поднялись в воздух 27 мая 1958 года. А первые серийные поступили на службу в ВМС США в 1961 году в Корпус морской пехоты США – в 1962 и в ВВС США – в 1963 году. Помимо Соединенных Штатов, Phantom использовались военно-воздушными силами других стран, крупнейшими получателями которых были Греция, Иран, Израиль, Япония, Южная Корея, Германия, Турция и Великобритания.

McDonnell-Douglas F-4 Phantom II
McDonnell-Douglas F-4 Phantom II

Многие из этих стран применяли F-4 Phantom II в боевых действиях во Вьетнаме, войне в Йом-Киппур и в иракско-иранской войне. Интересно, что после того, как израильские F-4 продемонстрировали свое превосходство против египетской авиации, Египет также приобрел эти самолеты вместо советских неуклюжих истребителей. Phantom II оказался машиной, весьма восприимчивой к модернизации, главным образом, если речь идет об авионике и вооружении, поэтому он оставался в эксплуатации очень долгое время. В то время как вооруженные силы Соединенных Штатов и Великобритании сняли с вооружения свои F-4 Phantom II, они служили в Германии до 2013 года и до сих пор служат в Иране и Турции. Однако Турция планирует вывести свой модернизированный в Израиле F-4 в 2020 году.

9. МиГ-21 – 60 лет

МиГ-21
МиГ-21

Популярный «карандаш» – фантастический пример эволюции от простого фронтового истребителя до почти многозадачной машины. Первый опытный образец поднялся в воздух 20 мая 1958 года, а уже в 1960 году введен в эксплуатацию в СССР и затем во многих странах Варшавского договора, под обозначением МиГ-21Ф.

Это был перехватчик, вооруженный пушкой и двумя ракетами с инфракрасным наведением класса «воздух-воздух», бомбами или неуправляемыми ракетами. У него не было радара, поэтому ему приходилось руководствоваться командами от наземного центра управления и он не подходил для боя ночью или в плохую погоду. Следующие поколения уже оборудовались радарами, улучшенным навигационным оборудованием и могли атаковать воздушные цели при любых погодных условиях.

МиГ-21
МиГ-21

Самолеты, произведенные в СССР и Чехословакии, экспортировались в 17 стран. Конечно, большинство машин использовалось в СССР, но вторым по количеству самолетов пользователем была Индия, а третьим — Польша. Производство нелицензионной копии под названием J-7 также началось в Китае, откуда самолеты отправлялись в еще около десятка стран. МиГ-21 участвовал во многих конфликтах, включая войну между Индией и Пакистаном, и, конечно, в большинстве конфликтов на Ближнем Востоке.

15 июля 1970 года во время учений армий стран Варшавского договора польский МиГ-21 с пилотом Генри Оскиерда взлетел, чтобы перехватить чехословацкий Су-7, играющий роль “агрессора”. В результате неразберихи и отказа самолета, на котором он первоначально должен был вылететь, он вылетел на самолете дежурного офицера с реальным боевым вооружением. После перехвата цели, он нажал на курок, чтобы запустить фотоаппарат, документирующий действие, но выстрелила ракета, которая уничтожила “противника”.

Учитывая популярность самолета, количество используемых копий, низкую стоимость и простоту эксплуатации, самолет много раз пытались модифицировать. Китайские и румынские машины были приспособлены для перевозки бомб с лазерным наведением. К сожалению, конструкция МиГ-21 не позволяла установить более современный радар (носовая часть служила воздухозаборником), поэтому было невозможно вооружить их зенитными ракетами средней дальности.

В настоящее время большинство стран снимают с вооружений свои «карандаши». Они были выведены из состава ВВС Польши в 2003 году. В Европе последние образцы до недавнего времени использовались в Румынии и Хорватии, в то время как первые были глубоко модернизированы с участием израильского Lancery, хорватские машины остались в оригинальном виде и уже довольно старые и изношенные. Большое количество МиГов все еще летает в Индии, но там также скоро будут заменены более новыми машинами.

Китайские J-7, вероятно, будут в эксплуатации в течение длительного времени, потому что они более новые и, следовательно, меньше эксплуатируются. Китайские клоны МиГ-21 останутся на вооружении в более бедных странах, которые не могут позволить себе покупать современную технику.

8. Mirage III

Mirage III
Mirage III

17 ноября 1956 года в воздух поднялся первый опытный образец, а в 1960 году поступил на вооружение ставший одним из самых популярных французских продуктов экспорта — легкий истребитель Mirage III. За 26 лет было выпущено 870 экземпляров этого самолета, который принимал участие, вероятно, в каждом крупном вооруженном конфликте второй половины 20-го века.

Он широко экспортировался в Африку, Южную Америку, на Ближний Восток, в Австралию и Азию. Лицензионное производство осуществлялось в Австралии, Бельгии и Швейцарии, а собственные копии – в Израиле и Южной Африке. На сегодняшний день несколько десятков машин используются Пакистаном.

Mirage III
Mirage III

Mirage III – одномоторный истребитель, с дельтовидным крылом, без хвостовых управляющих поверхностей. Он оснащен бортовым радаром, позволяющим осуществлять полет и вести борьбу с воздушными целями при любых погодных условиях, а также может нести вооружение класса “воздух-земля”. Это был первый европейский самолет, способный достичь двойной скорости звука в горизонтальном полете, отличался хорошей маневренностью и низкими эксплуатационными расходами.

Во время боевых действий, главным образом на Ближнем Востоке, он одержал многочисленные победы над МиГ-17 и 21, развеяв распространенный миф о совершенстве советской техники, а во время египетско-ливийского конфликта Mirage III оказался по обе стороны фронта. Ударная версия этого самолета Mirage 5 также была очень популярна среди пользователей.

7. Lockheed U-2 – 63 года

Lockheed U-2
Lockheed U-2

Разведывательный U-2, вероятно, единственный самолет в мире, который оставался на вооружении после снятия с эксплуатации его преемника. Хотя он был введен в эксплуатацию в 1957 году, но он до сих пор все еще используется. Несмотря на то, что над СССР в 1960 году был сбит пилотируемый Гэри Пауэрсом самолет этой модели и оказалось, что его максимального потолка было недостаточно, чтобы избежать противовоздушной обороны противника, производство продолжалось до 1989 года и было закрыто после выпуска 100 машин.

Его преемник, Lockheed SR-71 Blackbird, введенный в вооружение в 1966 году, к сожалению, прослужил только до 1998 года. U-2 интенсивно использовались на протяжении всей холодной войны, в основном над территорией Китая, СССР и зависимых от него стран, таких как Куба. Ранние версии были оснащены только фотографическим оборудованием, в то время как более поздние версии, U-2S уже имели радар бокового обзора, что значительно увеличивало разведывательные возможности самолета.

Lockheed U-2
Lockheed U-2

Согласно первоначальным планам, U-2 должен был быть снят с вооружений в 2012 году, а его преемником должен был стать беспилотный самолет RQ-4 Global Hawk, однако сокращение военного бюджета привело к отмене части заказа для Global Hawks, а 33 единицы U-2 останутся в эксплуатации еще несколько лет.

6. Boeing KC-135 Stratotanker – 63 года

 KC-135 Stratotanker
KC-135 Stratotanker

KC-135 был создан по требованию стратегического авиационного командования, которому нужен был новый летающий топливозаправщик для стратегических реактивных бомбардировщиков B-47 и B-52. Используемые в то время поршневые машины имели максимальную скорость, очень близкую к минимальной скорости заправляемого самолета, и более низкий потолок, что делало процедуру заправки сложной и рискованной.

Новый самолет должен был летать быстрее и выше. Одним из предложенных самолетов был Boeing 367-80. Это четырехмоторный реактивный самолет со стреловидными крыльями. Правда состоит в том, что он проиграл тендер проекту Lockheed, но он мог быть доступен почти сразу, в то время как Lockheed мог поставить свой самолет только через 2 года. Поэтому было решено, что ВВС купят самолет Boeing.

Он поступил на службу в армии в 1957 году сначала в качестве заправщика под обозначением KC-135, затем появилась транспортная версия C-135 и очень известная гражданская версия, которая произвела революцию на авиационном рынке по всему миру – Boeing 707. Хотя на смену С-135 уже пришел другой самолет, модернизированный КС-135 используется до сих пор.

Летающий танкер KC-135A и стратегический бомбардировщик B-52D
Летающий танкер KC-135A и стратегический бомбардировщик B-52D

Из более чем 700 машин, выпущенных в 1955-1965 гг., около 400 все еще находятся в эксплуатации. Это очень важная машина для американской авиации, потому что благодаря ей американские самолеты могут выполнять миссии по всему миру. Второй основной тип летающего танкера, который в настоящее время используется ВВС США, – это более крупный КС-10, но в эксплуатации пока менее 60 машин этого типа.
Флот Stratotanker в настоящее время интенсивно используется, и, поскольку большинство самолетов сильно изношены, эксплуатационные расходы на них растут. Их преемником является KC-46 Pegasus, базирующийся на конструкции Boeing 767, который с 2018 года постепенно заменяет KC-135.

5. Туполев Ту-95 – 64 года

Туполев Ту-95
Туполев Ту-95

Основной российский стратегический бомбардировщик совершил первый испытательный полет 68 лет назад, 12 ноября 1952 года. Он поступил в эксплуатацию в 1956 году. К этому времени его вооружение и роль значительно изменились — от классического бомбардировщика до маневренного ракетоносца. Сама конструкция не сильно изменилась — это все еще довольно “грубо сколоченный” турбовинтовой самолет, хорошо подходящий в качестве летающей платформы для стрельбы и сбрасывания оружия, благодаря большой дальности и грузоподъемности.

Интересно, что он выпускался двумя сериями в 1955-1965 годах, а затем с 1981 по 1994 год. Единственным пользователем были и является военно-воздушные силы России (бывшего Советского Союза). На сегодняшний день в эксплуатации остаются около 50 машин из второй серии. В 2016 году они впервые использовались в бою, к счастью, не в своей первоначальной роли атомного бомбардировщика, а в качестве обычных бомбардировщиков и маневрирующих ракетоносцев.

Если бы не развал СССР, они, вероятно, были бы заменены на Ту-160 или, возможно, каким-то новым самолетом. В настоящее время, однако, из-за того, что Ту-160 имеет низкий уровень готовности, Ту-95 все еще используется и пока нет никаких предпосылок к тому, что он будет снят с вооружений в ближайшие годы.

4. Boeing B-52 Stratofortres- 65 лет

B-52 посадка
B-52 при заходе на посадку

B-52 является прямым ответом Ту-95 по другой стороне железного занавеса. Несмотря на то, что ему предназначалось выполнять те же задачи, он отличается с точки зрения конструкции главным образом из-за силовой установки, которая состоит из 8 реактивных двигателей, и имеет несколько более высокую грузоподъемность. Как и Ту-95, он начинался как типичный бомбардировщик, приспособленный для перевозки атомных бомб, и со временем превратился в переносчика неуправляемых и маневрирующих ракет и управляемых бомб.

Самолет облетан 15 апреля 1952 года и серийно выпускался с 1954 по 1963 год. B-52 использовался гораздо интенсивнее, чем его советский коллега, от непрерывного дежурства в рамках операции «Хромированный купол» во время войны во Вьетнаме до войны в Персидском заливе и в Афганистане. Он оказался также более универсальным, так как мог нести как ядерные боеголовки, так и обычное управляемое и неуправляемое оружие.

Во Вьетнаме использовались самолеты, модифицированные для размещения 108 500-фунтовых (227 кг) бомб или 69 750-фунтовых бомб (340 кг). Одновременное сбрасывание такого груза с 6 машин создавало безжизненное пространство шириной 3 и длинной 8 километров. В Афганистане, в свою очередь, B-52 для поддержки своих наземных сил применял спутниковое (по GPS) и лазерное наведение для точечного уничтожения целей.

Значительный арсенал B-52 Stratofortress
Значительный арсенал B-52 Stratofortress

Интересно, что B-52 также одержал 2 воздушные победы во Вьетнаме — тыловые стрелки сбили два МиГа-21, в то время как ни один B-52 никогда не был сбит вражеским истребителем. Всего было выпущено742 единиц B-52 Stratofortress, из которых до сих пор используется около ста, и их планируется эксплуатировать до 2040 года. Хотя ВВС США оснащены более современными B-1B и B-2, однако, как и Ту-95, конец холодной войны и сокращение расходов на вооружение не позволили полностью перейти на более новые машины. Они, вероятно, останутся в эксплуатации до введения преемника B-2, и это может означать, что снятие его с вооружения, запланированное на 2040 год, может быть отложено. Вполне вероятно, что B-52 отметит столетие на действительной службе.

3. Douglas A-4 Skyhawk- 64 года

Douglas A-4 Skyhawk
Douglas A-4 Skyhawk

Skyhawk был разработан как преемник A-1 Skyraider и, хотя он не сразу заменил его, он доказал, что он такой же успешный самолет. Интересно, что хотя изначально планировалось заменить Skyraider на более тяжелую машину, А-4 совсем не тяжелее. Отчасти это и является секретом его долговечности — он прослужил дольше всего на борту небольших авианосцев, на которых не могли работать более новые и тяжелые машины.

Первые А-4 появились на американских авианосцах в 1956 году, а с 1966 года они достались второму по величине пользователю — Израилю. Конечно, у Израиля не было авианосцев, но ему нужны были недорогие штурмовые самолеты, и А-4 был в несколько раз дешевле Phantom F-4 с такими же ударными возможностями.

Douglas A-4 Skyhawk
Douglas A-4 Skyhawk

В 1965 году Аргентина купила первую партию Skyhawks. Другими пользователями являются Бразилия, Сингапур, Австралия, Индонезия, Кувейт, Малайзия и Новая Зеландия. Некоторые из этих стран использовали А-4 в бою. Американские A-4 интенсивно использовались во Вьетнаме, израильские во время войны в Йом-Кипур и аргентинские во время войны за Фолкленды. Небольшие юркие самолеты хорошо показали себя в атаках по наземным целям, но понесли много потерт от зенитного огня.

В американской авиации Skyhawk довольно долго служили в боевых частях, а еще дольше – в частях «Агрессоров». А-4 был единственным таким легким и маневренным самолетом в американской авиации, поэтому он интенсивно использовался для подготовки летчиков-истребителей в качестве их противника, эквивалентного МиГ-15 и 17.

Бразилия, Австралия и Аргентина решили использовать А-4 на своих авианосцах. Однако, поскольку авианосцы были выведены из эксплуатации, Skyhawks также были заброшены. Интересно, что в 1998 году Аргентина модернизировала некоторые свои самолеты в вариант A-4AR Fighting Hawk, установив на них часть оборудования истребителей F-16, включая современные радиолокационные системы и средства постановки помех, но они стали самолетами наземного базирования.

В настоящее время только Аргентина и Бразилия используют А-4, но Бразилия, вероятно, вскоре откажется от них, поскольку принято решение о выводе из эксплуатации единственного авианосца – “Сан-Паулу”.

2. Антонов Ан-2 – 72 года

Ан-2
Ан-2

На втором месте Ан-2, который не создавался для военных целей, но использовался армиями нескольких стран. Самолет, который практически не стареет в течение более 70 лет, потому что … он устарел еще тогда, когда был запущен в производство в 1948 году. В то время, когда уже находились в эксплуатации реактивные самолеты со стреловидным крылом, Антонов спроектировал … биплан. Популярный Ан-2 впервые поднялся в воздух 31 августа 1947 года, а его серийное производство началось год спустя.

Он был типичной рабочей лошадкой, простой в конструкции и обслуживании, поэтому он обрел огромную популярность как легкий транспортный, сельскохозяйственный или пассажирский самолет. Большим преимуществом была очень низкая минимальная скорость, которая позволяла взлетать и приземляться в местах, где этого не могут другие самолеты такого же размера. Говорят, что при благоприятных условиях (без нагрузки и против ветра) Ан-2 может оторваться от земли после 20-метрового пробега!

В армии его чаще всего использовали для перевозки людей и для обучения парашютистов. Были, конечно, попытки вооружить этот биплан, но они успехом не увенчались. Интересно, что Ан-2 больше всего произведено в Польше, на заводе WSK Mielec, где было построено более 11 000 таких машин, и их выпуск был прекращен в 1996 году. Большинство было экспортировано в более чем 50 стран, где они использовались как военными, так и гражданскими пользователями.

Примечательно, что они использовались как в Северной, так и в Южной Корее. В Северной Корее, по заверению властей, они до сих пор применяются для борьбы с …. американскими истребителями F-16. Но эту информацию проверить довольно трудно по понятным причинам. Ан-2 не претерпел значительной модернизации с начала производства. Конечно, на его базе было создано много прототипов, например, с турбовинтовым двигателем, но они еще не запущены в производство. Однако несомненно, что в течение многих лет мы сможем видеть этот самолет в разных уголках мира, там где других самолетов нет.

1. Lockheed C-130 Hercules – 64 года

C-130 Hercules
C-130 Hercules

Несмотря на то, что популярный Hercules впервые поднялся в воздух в 1954 году, т.е. через семь лет после Ан-2 и поступил на вооружение два года спустя, но в нашем рейтинге он занимает первое место, потому что … он все еще производится, и не ожидается, что его производство будет остановлено!
Конечно, в настоящее время выпускаемый Hercules уже имеет мало общих элементов с теми, что были 60 лет назад, но характерный силуэт не изменился вообще, и самолет все еще выполняет те же … и многие другие задачи. C-130 был создан как преемник C-47 и C-46, использовавшихся во время Второй мировой войны.

Тем не менее, он должен был быть больше, чем они, благодаря чему он должен был нести большую нагрузку, а также благодаря задней рампе он мог перевозить и выгружать легкие транспортные средства. Способность работать с грунтовых взлетно-посадочных полос — было одном из условий, поставленных военными. Из нескольких представленных проектов был выбран проект Lockheed C-130, оснащенный 4 турбовинтовыми двигателями.

Немногие самолеты могут конкурировать с Hercules по количеству версий, вариантов и выполняемых задач. Потому что это был не просто типичный транспортный самолет. На его базе были созданы летающие заправщики, морские спасательные самолеты, пожарные самолеты, самолеты электронной разведки, летные командные центры, бомбардировщики и самолеты огневой поддержки, так называемые gunshipy.
Казалось бы, самолеты этого типа не предназначены для участия в боевых действиях, однако они выходят на поле боя как косвенно, как транспорт для войск и как средство их эвакуации, а иногда и прямо, как самолет огневой поддержки.

C-130 Hercules
C-130 Hercules

На некоторых из Hercules было установлено стрелковое вооружение, а с других сбрасывались бомбы Daisy Cutter. Они также должны были быть носителями GBU-43 весом 10 тонн «матери всех бомб», которая была настолько велика, что ее нельзя было подвесить ни на одном из специализированных бомбардировщиков, и планировалось просто выбрасывать из трюма Hercules или Globemaster. Большинство специализированных версий использовались в США, остальные пользователи в основном эксплуатировали базовые грузовые версии.

И это принесло пользу, как говорится, большей части мира, за исключением стран бывшего Варшавского договора (до недавнего времени), Китая, нескольких африканских стран и Германии. По настоящее время выпущено чуть более 2500 единиц C-130, а новые еще производятся.

В США ведется концептуальная работа над преемником, но планка поставлена очень высоко, так как ожидается, что новый самолет должен иметь почти вдвое большую грузоподъемность при сохранении аналогичного размера и способности работать с неподготовленных взлетно-посадочных площадок. Будет трудно выполнить эти требования без внедрения революционных технологий, и даже если это произойдет, то не факт, что все пользователи Hercules немедленно заменят их на новый транспорт. Таким образом, производство проверенной машины скорее всего будет продолжено долгие годы.