DLR испытывает вертолетный ротор нового поколения

DLR (немецкий центр аэронавтики) испытывает вертолетный ротор нового поколения. Речь идет о системе активного управления несущим винтом (НВ) вертолета. Данная разработка должна существенно снизить уровень вибрации и шума, повысить эффективность работы НВ.

Разработчик поставил довольно не простую задачу, ведь речь идет о маршрутизации сигналов, электропитании, сложных исполнительных механизмах, расположенных на винте, вращающемся с огромной скоростью. Необходимо учитывать колоссальные нагрузки, прочие нюансы.

Контроль отдельных лопастей – это серьезный вызов даже для специалистов DLR. Немцы разработали систему управления вертолетным ротором, где не предусмотрены контроллеры, которыми оборудуют вращающиеся лопасти несущего винта. Данная система в состоянии независимо контролировать шесть лопастей. Первая серия испытаний уже год как прошла успешно, на очереди вторая серия тестов, в частности испытание на аэродинамику. Намечены испытания на декабрь 2016 года. Новая система характеризуется рядом существенным технических преимуществ. Речь идет о минимизации нагрузок на лопасти, контроллеры.

dlr-meta

Инженеры DLR утверждают, что система универсальна, может использоваться с ранее уже созданными, находящимися в эксплуатации лопастями, то есть, не исключены перспективы модернизации. Результаты первый серии испытаний немецкие разработчики обнародовали в конце весны 2016 года. Проходили тесты на авиастроительном заводе DNW (Нидерланды). В качестве тестового образца был использован несущий винт на четыре лопасти. Тест на вибрацию и шум в режиме BVI (вихрь-лопасть) прошел удачно, система META доказала свою эффективность. Тесты продемонстрировали широкие возможности системы, подтвердили целесообразность самой идеи индивидуального управления лопастями, Во время испытаний на современных, тихих лопастях FTK было зафиксировано снижение вибрации на 51%, потребляемой мощности на 3.5%, а уровень шума опустился до 4 дБ.

dlr-rotor

Аэродинамические тесты будут проходить в рамках проекта SKAT. Данный проект можно отнести к немецкой аэрокосмической программе «LuFo-V-1». Судьба META частично зависит от финансовых средств, которые необходимы для проведения дорогостоящих испытаний (аэродинамическая труба, прочие тесты). Судьба проекта зависит от многих факторов (финансовая поддержка, интерес ключевых игроков вертолетной отрасли, результаты летных испытаний). Центр аэронавтики параллельно работает над международным проектом STAR. Речь идет о разработке ротора, использующего пьезоэлектрические контролеры MFC в системе с электрическим приводом. Цель программы – повысить эффективность ротора, снизить шум и вибрацию вертолетных лопастей. В международной программе участвует NASA, Директорат ВС. США, KARI (южно-корейский институт космонавтики), агентство аэрокосмических разработок (Япония). Программа STAR стартовала еще в 2009 году, но была прервана в 2013 году. Причина тому фиаско во время испытаний DLR. По причине короткого замыкания вышли из строя, воспламенились контроллеры MFC, они не выдержали центробежные нагрузки. Запланированные испытания вертолетного винта (тест в аэродинамической трубе) тогда пришлось отменить. В исследовательском центре аэронавтики DLR уверены, что программа STAR получит финансовую поддержку международных партнеров.

Как только концепт пройдет успешно проверку, будет построен винт нового поколения на четырелопасти. Партнеры проекта примут непосредственное участие в DNW- испытаниях, окажут прочую, необходимую для завершения проекта посильную помощь.