Долететь до дома, не пользуясь резервом топлива

Майский полдень над Балатоном (Венгрия). Температура где-то 14 градусов, но чувствуется холоднее из-за сильного ветра с севера, дующего со скоростью 15-20 узлов. Прогноз на вечер утешил всего 5 узлами в лоб, для возврата в Лейпциг закладываю средний Ground Speed 80 узлов, при 95 KIAS. Рейс должен занять 3,5 часа, заправляюсь на 4,30 часа и, исходя из этого, составляю план полета.

После взлета беру курс на 350. Ветер над Балатоном оказывается немного сильнее, чем ожидалось. Во время взлета GPS показывает скорость едва 55 узлов относительно земли. После выхода на запланированные 3000ft AMSL ищу счастья на 1000 футов выше, но не заметив изменения к лучшему, возвращаюсь на свой эшелон в 3 тысячи. После стабилизации самолета на курсе мне удалось его разогнать до 70 узлов.

Начал думать над планом «Б». Если в соответствие с прогнозом ветер вскоре утихнет, то мне удастся наверстать упущенное и долететь до дому не прикасаясь к резерву. А если нет, то необходимо приготовить план «Б» и задействовать его пока не поздно. Быстрый взгляд на карту Чехии подтверждает мое предположение, что точкой невозврата является польско-чешская граница, а последним запасным аэродромом – Острава. Остальные два часа полета я провел непрерывно глядя на указатель уровня топлива.

По мере приближения к границе, исчерпал все топливо из правого бака, а в левом осталось может быть каких-то 50 литров. Прошло 2 с половиной часа со взлета. Приближаюсь к AMTEK, где поменял частоту радиостанции на указанную диспетчером. От AMTEK до EPWS в нормальных условиях полет занял бы не более часа, но при таком ветре, который несмотря на прогнозы нисколько не ослаб, получится дольше. Если к этому добавить, что уже лечу дольше, чем планировал. Решение оставалось одно – поменять частоту и заявить о новом намерении: «Ostrava Radar, SP-GON, hello again, request diverting to Ostrava Airport, minimum fuel».
«SP-GON, Ostrava Radar, proceed direct to LKMT and do you need any emergency services?», – тотчас отвечает диспетчер.

«Negative, it will be a normal landing, we have 1 hour of fuel remaining, SP-GON», – говорю я.

Сразу после смены курса скорость самолета относительно земли выросла с 70 до 115 узлов. Посадка и handling мне обошлись в копеечку, а за авиационный бензин пришлось заплатить по 3 евро за литр, при цене на автомобильный – 1,2 евро. В любом случае выхода не было, если бы только знал заранее и залил на 30 литров больше в Венгрии.

После избавления от остатков евро, которые сэкономил на дешевых отелях и еде, вылетел в направлении Лейпцига. В этот раз ветер дул в соответствие с прогнозами. Зеленая Socata приземлилась на своей базе в 23:15 по местному времени, с 2-часовым опозданием, 60-ю литрами дорого авиабензина, а также целым и здоровым экипажем.