Единственным выходом для Alitalia будет ренационализация

Итальянское правительство склоняется к тому, чтобы взять полный контроль над Alitalia, поскольку нет других желающих приобрести проблемного перевозчика, особенно в условиях кризиса в авиационной отрасли, вызванной пандемия коронавируса.
Ранее правительство объявило окончательным сроком подведения результатов тендера 31 мая, а потенциальные инвесторы должны были подать заявки к 18 марта. Однако желающих приобрести проблемную компанию так и не нашлось, министр транспорта Паола де Микели заявил в марте, что правительство хотело ускорить процедуру продажи после появления вируса, который привел к коллапсу воздушного движения. Углубляющийся кризис заставил правительство изменить свои планы в отношении Alitalia.

В рамках плана B, который готовится на продвинутой стадии, государственное казначейство возьмет под свой контроль операции перевозчика, в котором занято 11 000 человек “путем создания новой компании, полностью контролируемой Министерством экономики и финансов или организацией с доминирующим и косвенным общественным участием”. Национализация может состояться уже 31 мая, в ранее запланированную дату закрытия тендера.

Приобретение Alitalia государственным казначейством завершит 3 года бесплодных попыток договориться и продать ее государственным железным дорогам Ferrovie dello Stato, авиакомпаниям Delta, Atlantia, Lufthansa и easyJet. Итальянский перевозчик находился под внешним управлением с мая 2017 года после того, как экипаж отклонил план реструктуризации основного акционера, компании Etihad (49 процентов акций), который предполагал ликвидацию 1700 рабочих мест. Перевозчик из Персидского залива вышел и состава акционеров, итальянская казна приобрела в 2018 51 процент году акций, и с тех пор Alitalia накопила более 3 миллиардов евро долга. Несмотря на кредиты на общую сумму 1,3 миллиарда евро (900 миллионов в 2017 году, 400 миллионов в декабре 2019 года) и покрытие государством более 200 миллионов евро в виде помощи, в 2019 году перевозчик понес убытки в размере 300 миллионов евро. За последние 10 лет он прошел две процедуры банкротства, приватизацию и операции по привлечению государственного капитала. По данным нашего портала, в начале 2020 года он получил еще 400 миллионов евро.

Согласно сообщению итальянской ежедневной газеты La Repubblica, правительство намерено предоставить авиационной отрасли немедленную помощь в размере 500 миллионов евро, а затем принять другие меры на общую сумму 3 миллиарда, что позволит национализировать Alitalia. Последняя версия документа, обсуждаемого правительством Джузеппе Конти, предусматривает новый кредит в размере 600 миллионов евро, что в два раза больше, чем планировалось ранее, так как часть пакета включает меры по стимулированию в борьбе с коронавирусом. “Из-за сложных рыночных условий Европейская комиссия, вероятно, не будет противодействовать государственной помощи перевозчику,” – считают аналитики Cofrance Sarl.

Андрей Бочкарев