Если ли шансы у пилотов выиграть суд против Boeing?

Согласно сообщению австралийского общественного телевидения, более четырехсот пилотов якобы присоединились к коллективным действиям против Boeing. Жалоба, поданная в суд в Чикаго, обвиняет производителя в «беспрецедентном сокрытии конструктивных дефектов, известных (компании)». Пилоты требуют компенсации за финансовые потери, вызванные снятием машинам с эксплуатации, и за то, что производитель подверг их опасности, а также создал им психологические проблемы.
До сих пор американцам предъявляли иски семьи жертв и перевозчики, такие как Norwegian Air, которые хотят компенсировать невозможность использовать свои MAX. Однако теперь производителю придется защищаться от обвинений пилотов, которые рискуют своей жизнью, и жизнью пассажиров, летящих на неисправных машинах.

Основания для обвинений

Федеральное авиационное управление США (FAA) и Boeing подвергаются нападкам со стороны средств массовой информации за нарушения, которые произошли при сертификации машины, и в частности системы MCAS. «Когда Boeing хотел догнать Airbus A320neo, производящего конкурентный A320neo, и сертифицировать свой новый B737 MAX в 2015 году, руководители Федерального авиационного управления (FAA) решили передать часть процесса сертификации самому Boeing по личным и финансовым причинам. Все это было направлено на более быстрое утверждение сертификации типа. Однако первоначальный анализ безопасности, который Boeing предоставил FAA в отношении новой системы управления полетом MAX, и отчет, используемый для сертификации самолета как безопасного для полета, имел ряд серьезных недостатков», – написал в своей статье Доминик Гейтс из Seattle Times.

То, что случилось с сертификацией B737 MAX, по его мнению, является патологическим поведением, потому что производитель не должен сертифицировать свой продукт, поскольку это якобы может привести к сокрытию определенных проблем, которые возникают в течение всего процесса сертификации (мнение редакции не совпадает с мнением журналиста, о чем нижее).

Само FAA создало систему отчетности по безопасности полетов, которая позволяет пилотам, использующим воздушное пространство США, анонимно сообщать о проблемах с самолетами. Как мы писали в марте, получается, что в ноябре прошлого года как минимум два пилота сообщили FAA о серьезной проблеме со стабильностью MAX 8.

Иск пилотов

В жалобе, на которую ссылается FAA, пилоты обвиняют Boeing в «беспрецедентном сокрытии известных конструктивных дефектов» машин, которые «вероятно, привели к катастрофам […] и затем к заземлению всех этих самолетов». От концерна они требуют компенсации, утверждая, что «они чувствуют значительное падение доходов». Это тот стресс, который несут ответственность за жизни сотен людей, эксплуатирующих машины с серьезными дефектами, о которых знал производитель и сертифицирующий орган.

Символ проблем

«MAXимальные проблемы», которые продолжаются в течение нескольких месяцев, проиллюстрированы на фото и видео, появившихся в сети. Каждый последующий день, неделя и месяц приносят производителю повышенный риск судебных исков. Например, от авиакомпаний, которые не только теряют деньги из-за невозможности обслуживать сеть сообщений или делают это за счет арендованных машин, но и сталкиваются с ежедневной проблемой содержания самолетов на земле. Иногда фотография стоит больше тысячи слов.

Насколько оправданы иски пилотов? В большинстве случаев это – вполне понятная попытка поправить свое финансовое положение, что давно стало своего рода дополнительным заработком в США. Тем более, что суд состоится в Чикаго (по месту регистрации концерна), чьи суды известны своей благосклонностью к пострадавшим, как к мнимым, так и реальным. В оправдание FAA можно сказать, что передача полномочий по сертификации вполне оправдана, поскольку позволяет снизить расходы. Ни один производитель в рыночных условиях не желает, чтобы с его самолетами случались катастрофы и проводит сертификацию более тщательно, чем государственные органы, которым имиджевые риски не так страшны.

По мнению юристов, пилоты имеют все шансы получить компенсации в той ее части, которая касается реального ущерба заработной платы. В остальном им вряд ли удастся доказать, что имел место злой умысел, сознательное сокрытие или халатность.

В случае с катастрофами MAX 8 мы имеем дело с трагическим стечением обстоятельств. Напомним, что они произошли из-за того, что автоматика, получив ошибочный сигнал от датчика скорости, опустила нос самолета, чтобы избежать сваливания. Опытные пилоты в таких случаях дают себе отчет в том, что автоматика сработала некорректно и просто отключают ее. Проблема в том, что пилоты все больше полагаются на автоматику, чем на собственные чувства. В большинстве случаев это оправдано, так как позволяет избежать человеческого фактора, но в данном, очень редком случае, это было иначе.

MAX 8 остается хорошим самолетом. Это подтверждается тем фактом, что немногие компании решили от него отказаться совсем. Затягивание срока повторного ввода его в эксплуатацию объясняется тем, что производитель решил перестраховаться. Обжегся на молоке, дует и на воду.

Андрей Бочкарев