Европейская авиация 2020 года: 56 миллиардов евро убытков и 191 тысяч уволенных 

Объем авиаперевозок в 2021 году увеличится до 51 процентов от уровня с2019 года, то есть до кризиса, вызванного вирусом COVID-19. Согласно исследованию Eurocontrol, в 2020 году авиакомпании, аэропорты и аэронавигационные агентства (ANSP)  из-за пандемии коронавируса SARS-CoV-2 понесли убытки в размере 56 миллиардов евро. На континенте потеряно 191 000 рабочих мест.

Перевозчики по всему миру в прошлом году обслужили на 1,7 миллиарда пассажиров меньше. Также было выполнено на 6,1 миллиона рейсов меньше, чем в 2019 году, что в данном случае означает снижение на 55 проц. Трафик внутри Европы был на 54 процента ниже. В свою очередь, между Старым континентом и остальным миром он упал на 59 процентов. У перевозчиков было на 62 процента меньше бюджетных рейсов. Количество обслуживаемых регулярных маршрутов авиакомпаний снизилось на 59 проц. В общей сложности 4 118 самолетов из 8048, имеющихся в парке перевозчиков в Европе, были запаркованы и законсервированы.
Еще даже в январе и феврале прошлого года авиаперевозки увеличились на 0,4 проц.  и 0,9 процента соответственно по сравнению с соответствующими месяцами 2019 года. Резкое падение произошло в марте, когда пассажиропоток  был ниже на 86,1 процента, чем  за тот же месяц 2019г. 12 апреля было зарегистрировано всего 2099 рейсов, что на 92,8 проц. меньше того же месяца предыдущего года. Это было самое низкое значение в прошлом году. С этого момента начался очень медленный процесс восстановления, но в прошлом году из-за правительственных ограничений у рейсов были исключительно низкие показатели наполняемости. Обычно салоны самолетов были в лучшем случае заполнены наполовину.
Крупнейшие операторы зафиксировали самые большие падения. Lufthansa Group в 2020 году обслужила 1102 рейса. За год до этого национальный перевозчик Германии и его дочерние компании в Австрии и Швейцарии выполнили 3295 рейсов. Это самый большой спад в Европе – 67 проц. Для сравнения, корпорация IAG, объединяющая British Airways и Iberia, в 2020 году обслужила 825 рейсов. Национальные перевозчики Великобритании и Испании годом ранее выполнили 2342 рейса. Это показывает падение на  65 проц. С другой стороны, в 2020 году Air France-KLM Group обслужила 920 рейсов. Национальные перевозчики Франции и Нидерландов годом ранее выполнили 2053 рейса, что показывает снижение на 55 проц.
2020 год также был тяжелым для бюджетных авиакомпаний. Ryanair выполнила 920 рейсов, что по сравнению с 2053 рейсами в 2019 году,  на 59 проц. меньше. EasyJet показал даже более слабый результат, чем ирландский авиаперевозчик, который в 2020 году обслужил всего 547 рейсов. Это по отношению к 2019 году, когда перевозчик с Британских островов выполнил 1671 рейс, привело к снижению на 67 проц.
Параллельно авиакомпании объявили об отсрочке закупок и ускоренном выводе из эксплуатации старых самолетов. Легендарные версии машин, такие как Boeing 747 и даже некоторые Airbus 380, вряд ли вернутся к пассажирским перевозкам. Самолеты по-прежнему стоят на стоянках в Европе и за ее пределами. По состоянию на конец года испанский порт Мадрид-Барахас возглавил список аэропортов в Европе с общим числом запаркованных машин, их сейчас  132. Порт Стамбула стал автостоянкой для 92 самолетов, а аэропорт Теруэль –  88 самолетов. По оценкам организации ACI, в прошлом году аэропорты Старого континента потеряли 33,6 миллиарда евро и 1,7 миллиарда пассажиров.
Великобритания  в 2020 году возглавила список стран с самым большим падением рейсов. Их стало на 1,3 миллиона меньше, чем в 2019-м. На 1,2 миллиона полетов меньше  в годовом исчислении было зарегистрировано в Германии, в то время как в Испании – на 1 миллион полетов меньше и на 853 тысячи меньше во Франции. Однако в процентном отношении хуже всего положение оказалось в Грузии, где, хотя  было на всего 34 тысячи меньше рейсов, но это означало снижение на целых 73 проц. Израиль, второй в рейтинге, обслужил на 120 000 меньше рейсов,  т.е падение составило 68 процентов. Лучшей в этом отношении оказалась Норвегия, где 205 тысяч меньшее количество рейсов в годовом исчислении означало снижение на 40 проц. Во всех перечисленных странах не было   заметных улучшений и в летний период.
В частности, сильно пострадали от кризиса COVID-19 среднемагистральные рейсы. Категория, представляющая маршруты протяженностью от 500 км до 2000 км, показала снижение на 58 проц. В свою очередь, категория короче 500 км потеряла всего 43 процента. Количество рейсов на дальние (2–4 тыс. км) и сверхдальние (более 4 тыс. км) сократилось соответственно на 64 и 52 процента.
Убытки европейских аэронавигационных агентств (ANSP) составили почти 4,9 млрд евро. Следующее десятилетие может, по оптимистичным предположениям, вернуть из этой суммы 4,5 миллиарда евро. Тем не менее весь период все равно закончится в минусе. Мало того,  показатели могут еще ухудшиться.
Ключом к оживлению сектора будут национальные программы вакцинации.  “Но очевидно, что в ближайшие годы финансовая поддержка все же понадобится. Нам нужно сосредоточиться на основных вопросах, таких как устойчивость авиации и способы ее финансирования. в частности, регулирование, а также системная интеграция. Мы уверены, что темпы восстановления будут увеличиваться по мере появления вакцины во всем мире”, – подчеркнул Имонн Бреннан, глава Евроконтроля.
Прежде чем станут заметны первые положительные эффекты процесса обновления, кажутся неизбежными новые банкротства авиакомпаний, и их будет больше, чем в 2020 году, когда перевозчики все еще могли выжить благодаря правительственным пакетам спасительной помощи. Объем авиаперевозок в первые месяцы 2021 года будет на 50-60 процентов ниже, чем в соответствующем периоде 2019 года. Однако первые такие прогнозы с апреля прошлого года предусматривали падение всего на 20 проц., от имевшего место перед началом пандемии. Пятилетний сценарий предполагает восстановление воздушного движения с 2019 года к 2024 году, если вакцина будет эффективной. В противном случае  этот процесс может затянуться даже до 2029 года.
Андрей Бочкарев