«У всего есть углеродный след», — говорит Норман Фостер, известный британский архитектор, защищающий авиационную отрасль. Комментарий Фостера относительно умеренного воздействия авиации на изменение климата вызвал волну комментариев.
Норман Фостер – один из самых известных ныне живущих мировых звезд архитектуры, приглашенных на самые крупные и престижные проекты в мире. Именно такие звездные архитекторы, как Фостер и покойная Заха Хадид, стоят за великими проектами, привлекающие внимание средств массовой информации и способствующие развитию архитектурного туризма. Студия Нормана Фостера среди прочего спроектировала Apple Park, футуристическую штаб-квартиру Apple в Купертино, Калифорния.
Аэропорты – также престижные проекты. Здесь у офиса Foster много достижений – архитекторы из студии Foster + Partners спроектировали, в том числе, аэропорты в Гонконге, Пекине, Аммане (Иордания) и Мехико. Офис Нормана Фостера также подготовил визуализацию Центрального коммуникационного порта в Польше в рамках семинара, организованного компанией, готовящей строительство нового польского аэропорта.
В последние годы наблюдается значительный рост осведомленности о выбросах парниковых газов самолетами и о влиянии воздушного движения на изменение климата. Почти 1000 архитектурных студий по всему миру подписали манифест под названием Architects Declare, в котором они заявляют, что «будут оценивать все новые проекты на предмет их положительного влияния на снижение климатических катастроф и побуждать клиентов применять аналогичный подход». Офис Нормана Фостера подписал декларацию, но затем отказался от соглашения. Почему?
Норман Фостер: «Не будем лицемерами»
Об этом, в частности, говорил Фостер в интервью, которое он дал для СМИ: «Он выразил мнение, что в выбросах парниковых газов виноваты не самолеты, а вся транспортная инфраструктура, которую нужно перестраивать.
«Возможность передвижения зависит в первую очередь от инфраструктуры. Здания, связанные с транспортом, потребляют энергию, поэтому наша цель должна заключаться в сокращении углеродного следа всего транспорта, потому что наше общество зависит от мобильности. Мы должны взглянуть на эту проблему шире », — добавил Фостер.
Фостер подчеркнул, что авиация производит всего 2 процента парниковых газов. В свою очередь на другие виды транспорта во всех его формах приходится 15 процентов выбросов. «Только на производство гамбургеров приходится 15 процентов выбросов парниковых газов», — сказал Фостер.
«Хочу отметить, что у всего есть углеродный след, а тот, который производит авиация, относительно невелик. Это не значит, что с этим нельзя бороться, но давайте не будем лицемерить или морализировать в этом отношении», — сказал Фостер.
Андрей Бочкарев