Сборочный конвейер ATR в Тулузе

Как производятся самолеты ATR? Фоторепортаж

Вероятно многие любители авиации задавались вопросом как выглядит процесс сборки самолетов ATR, известных тем, кто часто летает в Европе региональными рейсами. Во время последнего пребывания корреспондента нашего портала в Тулузе, у него была возможность посмотреть, как выглядит  конвейерная линия конечной сборки знаменитого турбовинтового ATR и сделать фоторепортаж, который мы предлагаем вашему вниманию.

Сборочный конвейер ATR  в Тулузе
Сборочный конвейер ATR в Тулузе


Более 1400 поставленных самолетов

На данный момент производитель поставил чуть более 1400 турбовинтовых самолетов заказчикам по всему миру. Это была трудная задача, но концерн ATR успешно с ней справился. Это потребовало необычайных организационных навыков в логистике по всему миру, что подчеркивает высокий уровень доверия между ATR и сотнями поставщиков. Они должны не только производить детали, но и доставлять их точно в определенное время на конечную сборочную линию в Тулузе. В этом вопросе время является ключевым фактором, потому что в этом деле каждая часть соответствует чрезвычайно сложной задаче. Конечным результатом цепочки является новый турбопроп ATR, готовый принести успех своему владельцу и начать запланированные рейсы. Ниже мы покажем вам весь процесс сборки.

Конечная линия сборки в Тулузе
Южная часть этого цеха, одна из старейших в тулузском аэропорту, была построена в 1936 году. Она была частично разрушена во время Второй мировой войны в 1944 году. В то же время северное крыло цеха была построено в 1948 году и расположено чуть выше. С тех пор цеха постоянно используются для производства самолетов. До ATR в стенах южного цеха изготавливался довоенный L’atelier Dewoitine D.520, а затем – пассажирский SNCASE S.E.2010 Armagnac, транспортная машина Transall и знаменитый пассажирский Caravelle.

12 месяцев до поставки

За год до передачи нового турбовинтового самолета клиенту, партнеры и поставщики ATR начинают производство всех необходимых элементов. В Италии Alenia Aermacchi готовит производство ключевых деталей для нового воздушного судна: фюзеляж (передняя, центральная секции – всего три сегмента) в Помильяно д’Арко, недалеко от Неаполя, а Foggi производит вертикальный и горизонтальный стабилизатор.

Наиболее важные компоненты задней части фюзеляжа (два сегмента) производятся в Синьяне, Китай. XAC также начинает работу над металлическим крылом для ATR 42. В то же время во Франции начинается работа над основными частями центрального блока, которые будут дополнительно собраны MBDA в Бурже, а Airbus Nantes начинает работу над внешними коробчатыми композитными панелями из углеродного волокна для ATR 72.

10 месяцев до поставки

На главном заводе Alenia Aermacchi (группа Leonardo) в Помильяно д’Арко все сегменты фюзеляжа собираются в один блок. Затем его отправляют в Тулузу морем и по суше. Транспортировка фюзеляжей занимает два дня.

6 месяцев до поставки
Все части крыльев собираются вместе от разных поставщиков и отправляются на сборку в Бордо на предприятие EADS Sogerma. Готовые крылья перевозятся по автомобильной дороге в Тулузу в течение восьми часов. Вместе с крыльями начинается производство пропеллеров с шестью лопастями. Из изготавливает компания Ratiera Figeaca, расположенная в северной части Тулузы. Перевозка пропеллеров до конечной сборочной линии занимает 3 часа.

За шесть месяцев до рождения самолета в Канаде начинается производство двигателей для него компанией Pratt & Whitney. Готовые двигатели с маркировкой PW127M отправляются во Францию авиатранспортом.

3 месяца до поставки
Готовый фюзеляж вместе с шасси отправляется с завода в Помильяно д’Арко в порт Чивитавеккья. Оттуда начинается его двухдневный морской путь в Барселону. Затем специальным дорожным составом его перевозят в Тулузу. В общей сложности последняя часть пути занимает четыре часа.

С другой стороны Света, двигатели добираются по воздуху до Парижа, а оттуда грузовиками – до сборочной линии в Тулузе. Общее время транспортировки новых двигателей составляет четыре дня.

2,5 месяца до поставки
Когда все части самолета прибывают в Тулузу, начинается заключительная стадия сборки самолета. Конечная монтажная линия разделена на две части: A и B с различными станциями, на которых выполняются конкретные задачи. Линия A состоит из 10 станций с обозначениями: P47, P25s, P50s, P50, P45, P45s, P22, P22s, P24 и HC1. Ключевым пунктом этой линии является P45, где крылья монтируются на фюзеляж, а также P45, где устанавливаются двигатели. Затем самолет переходит на испытательный полигон для тестирования систем и бортового оборудования. Этот этап длится шесть недель. После него самолет окрашивается.
Через неделю после окраски самолета начинается установка интерьера воздушного судна. Адаптация кабины экипажа и пассажирского салона под конкретные требования клиентов занимает до трех недель.Все это происходит на второй части конвейера. Линия B состоит из 11 станций с обозначениями B1, B2, B3, B4, B5, B6, B10, B11, B12, B13, B14.

Неделя до поставки
За неделю до отправки заказчику самолет проходит испытания двигателей, а затем выполняет первый технический полет. Перед отправкой обычно проходит четыре испытательных полета. На первый взгляд это относительно мало, но этого оказывается достаточно для полной гарантии работоспособности и безопасности. Во время испытательных полетов самолет проверяется на пределе своих возможностей, нагружается все, что возможно. Последний испытательный полет называется customer acceptance flight, когда авиакомпания или лизингодатель подтверждают соответствие заказанного самолета фактическому состоянию. Все действия, связанные с передачей и приемкой воздушного судна, происходят в так называемом центре доставки или центре обслуживания ATR. Это здание на территории аэропорта, где есть специальные комнаты для клиентов или лизинговых компаний, которые получают новые самолеты.

День доставки
Наступает особая дата. Сертификат летной годности передается клиенту, который подписывает акт приемки нового самолета. Затем машина отправляется в так называемый delivery flight, который иногда для многих клиентов из-за пределов Европы является реальной логистической проблемой, заключающейся в дальнем перелете с несколькими остановками.

Информация об ATR

ATR (Aerei da Trasporto Regionale или Avions de transport régional) является французско-итальянским производителем самолетов, базирующимся в аэропорту Тулузы в Бланьяке, Франция. Совместное предприятие было основано в 1981 году тогдашним французским Aérospatiale из Франции (в настоящее время Airbus) и итальянской Aeritalia (в настоящее время Leonardo). Его основными продуктами являются самолеты ATR 42 и ATR 72. ATR поставила более 1400 самолетов для 200 операторов в более чем 100 странах, которые до сих пор налетали 30 миллионов часов. Каждые восемь секунд где-то в мире взлетает самолет этого производителя.

Поставка первого серийного самолета ATR была осуществлена почти 33 года назад, 3 декабря 1985 года. Тогда первый ATR в версии 42 поступил французскую авиакомпанию Air Littoral. Первая поставка ATR 72 состоялась почти 29 лет назад, 27 октября 1989 года. Первый ATR 72-200 получила авиакомпания Finnair.

Популярность модели ATR 72 среди операторов показывает качество этих самолетов. Его операционная универсальность, экологическая эффективность и непревзойденная рентабельность позволили вместе с ATR 42 открывать в среднем 100 новых маршрутов в год. Рекордное число в более 150 новых направлений было достигнуто в 2017 году.

Большая часть мирового флота ATR эксплуатируется в Азии (29 процентов). На следующих местах: Европа (27 проц.), Северная Америка (14 проц.), Южная Америка (10 проц.) и Африка с Ближним Востоком (9 проц.).