Каково будущее Boeing 737 MAX? Имеется три сценария

Недавнее заявление Boeing, объявляющее о продлении на «несколько недель» времени, необходимого для исправления одной из функций автопилота, означает, что дело не так просто, как первоначально сообщал и сам Boeing и Федеральное авиационное агентство (FAA).
На данный момент все, вероятно, указывает на то, что ситуация может развиваться по трем сценариям. Ни одна из них не выгоден для авиакомпаний, у которых в составе флота есть или будут 737 MAX Boeing.
Первый, наиболее оптимистичный сценарий предусматривает отмену полетов MAX на короткий период 2-3 месяца. Это означает, что они могут вернуться в строй в конце июня, то есть непосредственно перед началом летнего транспортного пика. В этой версии Boeing разрабатывает свое решение к концу апреля, его заверяет FAA, так же как и другие агентства – EASA и китайский CAAC. Boeing не  снижает темпов производства, который пока составляет более 50 машин в месяц. И все счастливы – аваикомпании, потому что они могут летать, экономя топливо, и поставщики компонентов, потому что у них нет проблем с их хранением. Остается только проблема с имиджем концерна и FAA. Но с этим им придется иметь дело при любом раскладе и при каждом сценарии.

Второй сценарий, скорее всего, заключается в том, что EASA и CAAC, а также канадский авиационный орган не станут уже полагаться FAA и будут сами проверять новое программное обеспечение. Европейцы объявили, что берут контроль за MAX на себя. Канадцы сообщили, что не увидят эти машины в своем воздушном пространстве по крайней мере до конца июня и только тогда они рассмотрят это решение о возобновлении полетов. Китайцы, которые первыми отменили их полеты, наверняка не будут спешить. Особенно в ситуации, когда они выпускают собственный самолет, конкурент Max – Comac 919, который скоро будет летать. В этом случае максимальный срок отмены полетов может быть продлен до 3-6 месяцев.

И, наконец, третий сценарий, наиболее пессимистичный, при котором CAAC, EASA и канадцы не доверяют FAA и решают самостоятельно провести испытательные полеты, прежде чем они позволят воздушным вернуться в эксплуатацию. В этом случае также будет необходимо обучать пилотов, а если обострятся политические проблемы, особенно торговая война между США и Китаем, ситуация станет еще более сложной. Поэтому не исключено, что правительство в Пекине будет использовать ситуацию Boeing с для усиления своих позиций в торговых переговорах. Высокая вероятность этого сценария также поддерживается недовольством Поднебесной продажей американцами самолетов F16 Тайваню. Доказательством того, что Китай намерен сохранить свою жесткую позицию в этом конфликте, было последнее подписание соглашения с Airbus о поставках 290 единиц A320 neo.

Вероятность этого наихудшего сценария подтверждается решением Министерства юстиции США, которое призвало Boeing дать объяснения, поскольку считает скандал с MAX уголовным делом. Если такой сценарий действительно будет иметь место, B737MAX могут остаться на земле в течение 9 месяцев или даже одного года.

Есть еще один вариант. Правда сложно определить его временные рамки. Известно, что FAA потерпела огромное имиджевое поражение, позволив Боингу произвольно сертифицировать свою продукцию. Поэтому для американского агентства было бы наиболее выгодно, чтобы, даже за счет задержки на его собственном рынке, оно выпустило бы сертификат, которым поделились с Европой, китайцами и канадцами. Это укрепило бы ее авторитет.

Как Боинг справится с этим кризисом? Вероятно, он будет нести огромные расходы, которые повлияют на его финансовые результаты. Но с резервом наличности в более 4 миллиардов долларов, хотя это будет больно, он сможет справиться с этими неурядицами. Также сложно представить, что на данный момент он мог позволить себе большую помпу с презентацией B777x. А эта машина также должна была стать прорывом.

Андрей Бочкарев