KLM намерена покупать топливо, произведенное из лесных отходов

Шведское энергетическое агентство предоставит финансирование для продолжения исследований по развитию устойчивого производства авиационного топлива (SAF) в регионе Векшё в Смоланде, Швеция. В качестве сырья будут использоваться отходы лесного производства и опавшие листья. В проекте участвуют авиакомпании KLM, а также шведские и голландские партнеры: Södra, Växjö Energi, SkyNRG, RISE Research Institutes of Sweden и 2030-sekretariatet.

Dreamliner компании KLM
Dreamliner компании KLM

Полученные средства помогут партнерам консорциума в дальнейших работах по строительству производственной установки, которая будет использовать  для производства SAF  синтез Фишера-Тропша. Планируемый объект может внести значительный вклад в декарбонизацию авиационного сектора. Размер гранта, предоставленного  Шведским энергетическим агентством  для финансирования этого проекта составляет  5,1 миллиона шведских крон (примерно 500 000 евро).

Этот первый в своем роде завод по производству топлива, который должен быть интегрирован с существующим местным производством энергии на основе органического сырья, предназначен для производства высококачественного экологически чистого авиационного топлива. Завод планируется ввести в эксплуатацию через пять лет (2026 г.) с расчетной производительностью 16 килотонн SAF в год. Партнеры консорциума предполагают, что если идея такого производства может быть реализована, инфраструктура, использующая метод Фишера-Тропша, станет образцовым решением для других заводов в будущем.

Разнообразные партнеры – широкий спектр компетенций

Консорциум состоит из широкого круга партнеров с разной компетенцией, которые смогут охватить все аспекты проекта – с точки зрения инженерии, технологий, бизнеса и устойчивости. Целью проекта является повышение доступности указанного альтернативного топлива на рынке Швеции и Северной Европы.
В создании соответствующей экологической основы для этого проекта  участвуют НПО, правительство Швеции, Södra, системы сертификации, ученые и Совет по устойчивому развитию SkyNRG. Факторы устойчивости, рассматриваемые в исследовательской работе, включают углеродный баланс и биоразнообразие лесов, а также потенциальные эффекты от использования лесных отходов в производстве SAF.

Слишком низкая доступность экологически безопасных видов топлива на рынке

Для авиационных двигателей нынешнего поколения требуется жидкое топливо. Самолеты не могут быстро переключиться на альтернативные источники энергии, такие как водород или электричество, и это также относится к инфраструктуре аэропортов которую необходимо соответствующим образом адаптировать. Альтернатива традиционному авиационному керосину, экологически чистое авиационное топливо (SAF) – это решение, которое может резко сократить выбросы углекислого газа в краткосрочной и среднесрочной перспективе без необходимости изменения наземной инфраструктуры и оборудования. Благодаря использованию SAF выбросы CO2 от авиационных операций могут быть сокращены на 75 и даже 100 процентов, в зависимости от используемой технологии, используемого сырья и других факторов. К сожалению, SAF пока еще не так широко доступно, чтобы удовлетворить спрос авиакомпаний.

KLM – фокус на инновациях и альтернативных технологиях

“Чтобы продолжать идти по пути устойчивого развития и бережного отношения к окружающей среде, KLM сосредотачивает свои усилия на поиске новых источников SAF, чтобы иметь возможность увеличить использование этого топлива в своей деятельности. Для этого необходимо развивать технологии и инициировать строительство новых производств. Проект, который мы начали в Швеции, — еще один важный шаг в этом направлении. В настоящее время используется технологии, основанные на отработанном кулинарном масле, имеют свои ограничения из-за нехватки сырья, а полностью синтетические SAF представляют собой технологические и финансовые проблемы. Технология, над которой мы работаем в Швеции, основана на синтезе Фишера-Тропша, при котором топливо для реактивных двигателей производится из лесных отходов.  Лесные отходы доступны в больших количествах в Швеции и других странах Европы, что делает наш проект оптимистичным”, — подчеркнул Карел Бокстел, вице-президент по устойчивому развитию KLM.

Södra – эффективное использование древесного сырья

Одним из партнеров консорциума является Södra – международная группа лесопромышленных предприятий и одновременно крупнейшая ассоциация из 53 000 мелких лесовладельцев в Швеции. “Компания Södra стремится к эффективному и максимальному использованию сырья из каждого дерева, произрастающего в наших лесах на юге Швеции. Использование каждой его части, включая сброс, является ключевым шагом на пути к достижению нашей цели сделать общество независимым от ископаемого топлива и, таким образом, остановить изменение климата”, — сказал Лотт Лир,  глава компании Södra.

Векшё – самый зеленый город Европы

“Växjö Energi снабжает наш регион электричеством и обеспечивает жителей отоплением и охлаждением их домов за счет эффективно производимой энергии без использования ископаемого топлива. Его поставляет ТЭЦ Sandviksverket в муниципалитете Векшё в Швеции. Провозглашенный самым зеленым городом в Европе, Векшё стремится и дальше сдерживать изменение климата. Мы также считаем, что стремление нашего завода производить экологически чистое авиационное топливо с использованием лесных отходов в качестве сырья принесет пользу климату и всем нам.  Мы убеждены, что это будет первый проект такого рода, имеющий такую ​​важность для перехода к энергетике”, — сказал Эрик Телльгрен, генеральный директор Växjö Energi, поставщика продуктов, энергетических услуг и отопления в муниципалитете Векшё в Швеции.

SkyNRG – лидер в области экологически безопасного авиационного топлива

“Являясь одним из мировых лидеров на рынке экологически безопасного топлива для авиации, мы являемся активным партнером во многих проектах, задачей которых является тестирование различного сырья и технологий. Лесные отходы имеют большой потенциал для использования в производстве высококачественных, готовых к использованию конечных продуктов, таких как SAF. Однако, прежде чем делать следующий шаг к крупномасштабному производству, важно подробно понять влияние новой интегрированной цепочки поставок на окружающую среду. Также очень важно понимать необходимость устойчивого развития. Поэтому мы очень благодарны шведскому правительству за прочное партнерство и финансовую поддержку. Это доказывает, что партнеры осведомлены о потенциале этого сырья и этой технологии”, — добавил Маартен ван Дейк, управляющий директор SkyNRG, который является пионером в области SAF и имеет самую большую в отрасли команду специалистов.

Андрей Бочкарев