Концерн Mitsubishi Heavy Industries приостановил работы над SpaceJet

Mitsubishi Heavy Industries (MHI), крупнейший производитель аэрокосмической отрасли Японии, объявил в пятницу (30 октября), что приостанавливает разработку своих региональных самолетов SpaceJet, чтобы сосредоточиться на возобновляемых источниках энергии и других сферах деятельности, которые увеличат его прибыль.

Mitsubishi SpaceJet
Mitsubishi SpaceJet

MHI приостановила разработку программы SpaceJet, поскольку перспективы первого за полвека японского авиалайнера в последнее время значительно снизились. По данным холдинга, это решение заставит сократить персонал в секторе коммерческой авиации вдвое, что поможет сэкономить 120 миллиардов иен (1,15 миллиарда долларов).

“Мы будем работать над оценкой состояния, в котором мы находимся, доработкой и оценкой возможного перезапуска программы SpaceJet” – говорится в заявлении MHI о региональном самолете в последнем бизнес-плане.

В целом Mitsubishi объявила о закрытии 2 000 рабочих мест в иностранных подразделениях и переводе более 3 тыс. человек внутри подразделений компании для сокращения затрат. Производитель также направит около 1000 сотрудников для работы в сторонних компаниях. Все это связано с тем, что в пятницу MHI зафиксировал падение операционной прибыли на 62,5 процента до 12,7 млрд иен. MHI ожидает, что за полный год операционная прибыль составит 50 миллиардов иен (478 миллионов долларов), что по сравнению с предыдущим прогнозом, означает работу без прибыли.

Стоит добавить, что японское правительство рассматривало проект SpaceJet как способ расширения отечественной авиационной промышленности за пределы только поставки частей для коммерческих самолетов, построенных в других странах, в частности для Boeing в США. Первоначально предполагалось, что MHI SpaceJet начнет перевозку пассажиров в 2013 году. Первым заказчиком и первым получателем должна была стать All Nippon Airways, которая заказала 32 самолета, но технические проблемы и недостатки конструкции вынудили Mitsubishi Aircraft отложить поставку шесть раз.

Вышеупомянутая ANA, крупнейшая авиакомпания Японии, объявила на этой неделе, что сократит свой парк самолетов более чем на 10 проц., чтобы справиться с замедлением воздушного движения, вызванным пандемией. В то же время MHI в мае этого года приостановил планы разработки вариант M100 SpaceJet, который рассматривался как перспективное воздушное судно к получению заказов от авиакомпаний США.
Военная сделка лучше коммерческой авиации

Однако полностью от авиастроения MHI не отказывается. В пятницу агентство Associated Press объявило, что Япония выбрала Mitsubishi Heavy Industries в качестве генерального подрядчика для разработки своего собственного истребителя-невидимки следующего поколения, который будет запущен в производство в 2030-х годах. Истребители следующего поколения, теперь известные как FX, являются частью модернизации устаревшего флота японских истребителей, поскольку страна Восходящего Солнца наращивает свой военный потенциал для противодействия растущим угрозам со стороны Китая и Северной Кореи. Самолет-невидимка следующего поколения заменит самолеты F-2, разработанные совместно Японией и США. Ожидается, что они будут выведены из эксплуатации примерно в 2035 году. Министерство обороны Японии ожидает получить 58,7 миллиарда иен (556 миллионов долларов) в бюджете на 2021 год на исследования по разработке нового самолета. Ожидается, что проект истребителя будет стоить около 40 миллиардов долларов.

Бывший MRJ, новый SpaceJet

Запуск Mitsubishi SpaceJet под названием Mitsubishi Regional Jet (MRJ) откладывается на несколько лет. Первая поставка компании All Nippon Airways, которая является первым клиентом так называемого заказчик, была запланирована на конец 2020 года, то есть через три года после ожидаемого дебюта SpaceJet в конце 2017 года. SpaceJet (MRJ) будет производиться в двух вариантах: M100 (бывший MRJ70), вмещающий от 65 до 88 пассажиров, и M90 (бывший MRJ90), вмещающий от 76 до 92 пассажиров в зависимости от конфигурации салона. Самолет будет оснащаться двигателями Pratt & Whitney PW1217G, то есть реактивными установками с новой турбовентиляторной технологией и трансмиссией Geared Turbofan. Двигатели из того же семейства предлагаются, в частности, на самолетах Airbus A220 и A320neo и E-Jet E-2. В новом самолете также просторный салон 2-2.

SpaceJet получил заказы на 217 машин и 180 опционов, и почти все они относятся к более крупной модели M90.

Андрей Бочкарев