В 1940-х и 1950-х годах в США на свет появилось несколько необычных самолетов, созданных конструктором Уиллардом Рэем Кастером. Они отличались необычной формой крыльев с туннелями, в которых размещались двигатели. Такое решение должно было обеспечить большую подъемную силу на очень низких скоростях. Оригинальная идея, однако, не получила широкого применения.
Создателем этих необычных самолетов был конструктор Уиллард Рэй Кастер, родившийся 6 июня 1899 года. В середине 1920-х годов инженер без оконченного образования заинтересовался авиацией, в частности возможностью создания самолета для короткого взлета и посадки (STOL).
После многих лет исследований и приобретения знаний, в 1939 году Кастер основал National Aircraft Corporation, целью которой было производство самолетов по оригинальным и необычным проектам авиаконструктора. Предполагался выпуск самолетов STOL, оснащенных двумя двигателями и толкающими винтами, размещенными в тоннелях крыльев.
Такая система должна была генерировать больший воздушный поток на верхних поверхностях крыльев, чтобы самолет мог взлетать с очень низкой скоростью – в пару десятков км/ч. Работы над первым самолетом по этой системе начались в 1942 году.
Кастер разрабатывал и испытывал свои самолеты до 1980-х годов и умер 25 декабря 1985 года.
CCW-1
Первым самолетом, построенным в соответствии с планами Кастера, был CCW-1, небольшой экспериментальный одноместный самолет, оснащенный двумя 75-сильными двигателями Lycoming O-145. Первый полет произошел случайно 12 ноября 1942 года во время … наземных испытаний. Во время рулежки по взлетно-посадочной полосе машина поднялась в воздух и пролетела несколько сотен метров, а затем приземлилась, повредив шасси.
За штурвалом самолета находился сам Уиллард Кастер, который, что интересно, не имел никаких навыков пилотирования самолетов, и в тот день он просто хотел проверить тормоза своего самолета и представить его потенциальным спонсорам. Несмотря на повреждение прототипа, машина вызвала интерес и, самое главное, получила финансирование.
CCW-1 испытывался до конца 1940-х годов, после чего он попал в коллекцию Национального музея авиации и космонавтики в Силвер-Хилле, штат Мэриленд, где он находится и сегодня.
CCW-2
Следующим самолетом, разработанным Кастером, была модель CCW-2. Это была также одноместная машина, оснащенная двумя двигателями. Был построен один всего экземпляр, который взлетел в воздух 3 июля 1948 года.
Несмотря на довольно успешные попытки и подтверждение возможности взлета на очень низких скоростях, самолет не вызвал интереса на рынке и проиграл конкуренцию с Piper Cub, который также мог взлетать на очень низких скоростях, но имел более высокую грузоподъемность. После серии испытаний самолет CCW-2, вероятно, был разобран.
CCW-5
Самым технически совершенным и последним самолетом, разработанным Custer, был CCW-5, построенный в 1950-х годах. Машина была создана в результате сотрудничества между Custer Channel Wing Corporation (созданной вместо предыдущей компании Custer) и Baumann Corporation.
В CCW-5 использовались компоненты самолета Baumann Brigadier. Привод состоял из двух двигателей Continental O-470 мощностью 225 л.с. (в случае второго опытного экземпляра это были двигатели Continental O-470P), размещенные, как и на предыдущих машинах, в специальных туннелях в крыльях и оснащенные толкающими винтами. Благодаря большому фюзеляжу в самолете разместилось до 5 человек.
Всего было построено два экземпляра, первый из которых взлетел в воздух 13 июля 1954 года, а второй – только 19 июня 1964 года. Несмотря на планы начать массовое производство, они были ограничены серией испытаний, проводившихся до конца 1970-х годов.
Хотя они подтвердили обоснованность тезиса Кастера о том, что такая система крыльев позволяет сократить взлетно-посадочную полосу до нескольких десятков метров, а минимальную скорость до 50 км/ч, самолеты популярности не завоевали. Из двух построенных CCW-5 сохранился один, который попал в частную коллекцию и в настоящее время находится под опекой Mid-Atlantic Air Museum, где он реставрировался в течение многих лет.
Андрей Бочкарев