Boeing Dreamliner на Парижском авиасалоне 2019

Оправдан ли неиссякаемый оптимизм Boeing?

Во время Международного авиасалона в Париже крупнейший в мире производитель самолетов обнародовал свой прогноз продаж. На бумаге все в лучшем порядке. Ожидается, что в течение следующих 20 лет объем продаж Boeing увеличится с 43 тыс. до 44 040 самолетов. Однако, если рассматривать его результаты продаж во время авиасалона в Париже, то точность этих прогнозов вызывает сомнения.

Boeing Dreamliner на Парижском авиасалоне 2019
Boeing Dreamliner на Парижском авиасалоне 2019

Прогноз Boeing был представлен еще в начале авиационной выставки. Контракты в масштабе двух десятилетий должны приносить прибыль в 6,8 триллиона долларов. Расчет основан на увеличении среднего роста мирового трафика каждый год. В этом году, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), объем воздушных перевозок в мире увеличился на 4,6 процента.

Бумага все стерпит

По словам Boeing, 3,8 триллиона долларов из вышеупомянутой суммы дадут сегмент узкофюзеляжных самолетов, обусловленный высоким спросом на азиатско-тихоокеанском рынке. В течение двух десятилетий производитель должен передать заказчикам 32 240 штук своих машин такого типа. Если вести речь о широкофюзеляжных самолетах, ожидается, что продажи достигнут 8300 единиц. Как подчеркивает производитель, его прогноз учитывает экономический спад, торговые войны и геополитический риск.

Вопрос, однако, заключается в том, насколько далеко он учитывает изменения на рынке, которые представят узкофюзеляжные машины с большой дальностью полета, такие как A321XLR, и действия самого Boeing, которые постоянно подрывают доверие к компании, базирующейся в Сиэтле.

Серьезное “но”

Симптоматично, что после первого дня PAS 2019 нашим порталом была опубликована статья, озаглавленная «Авиасалон, о котором Boeing мечтает…забыть». Кратко напомним несколько тезисов этой статьи. Вопрос о приостановке эксплуатации Boeing 737 MAX и дате их возвращения в эксплуатацию  большой вопросительный знак. Производитель не смог успокоить партнеров и сообщить подробности об окончании заземления, которое запоздало к пику сезона в этом году. Перед компанией стоит вопрос о неисправных двигателях Rolls-Royce Trent 1000, на которые Boeing не отвечает напрямую, но должен взглянуть глазами заказчика. Другое дело, что это не свежая тема, и у американцев было достаточно времени, чтобы заставить производителя двигателей действовать решительно.

Показанный на фоне скандала с MAX аваилайнер Boeing 777X начал свое приключение в Париже с информации о необходимости перепроектировать силовую установку самолета. Это означает задержки. Программе не способствует и отмена некоторых или всех заказов Emirates на новые “три семерки”.

Король умер, да здравствует король?

Хуже всего, то, что ничего не известно о «программе самолетов среднего класса» (NMA), которая, скорее всего, получит (если будет реализована) название Boeing 797. На фоне триумфального A321XLR, который блистал на парижском авиасалоне как покоритель Рима, отсутствие быстрого ответа от крупнейшего авиационного производителя выглядит сдачей позиций без боя.

На прошедшем недавно авиасалоне Boeing получил заказы на 31 грузовой самолет (десять из которых в опционе), а Air Lease Corporation приобрела пять самолетов 787-9 и один 777-200LR для авиакомпании «Туркменские авиалинии». Эти результаты бледнеют на фоне заказов на новые аэробусы, которые были представлены Qantas и American Airlines. Одна из крупнейших авиакомпаний мира подписала контракты на покупку в общей сложности 86 штук A321XLR. Хотя в то же время компания подписала с IAG протокол о намерениях на покупку 200 единиц MAX, но это, во-первых, только протокол о намерениях, а во-вторых, тот же самый IAG также решил приобрести немало последних дальнемагистральных Airbus.

Возникает вопрос — разве Boeing не должен пересматривать свои прогнозы перед лицом такого поворота событий? Обратную сторону слишком «позитивного мышления» показал случай MAX, который производитель не намеревался сертифицировать, как следует, т.к. он полагал, что вводит только небольшие модификации. Это закончилось катастрофой. В случае прогнозов на ближайшие 20 лет работа Boeing может оказаться аналогичной.

Андрей Бочкарев