Пластиковая посуда на борту самолетов может оказаться под запретом

Европейская Комиссия предложила новый законопроект, запрещающий использование пластиковых вилок, тарелок, соломок и мешалок для напитков на бортах пассажирских самолетов, чтобы снизить негативное влияние на чистоту мирового океана. Однако некоторые представители авиационной отрасли считают, что такая политика принесет малозначительную пользу для окружающей среды и противоречит действующим европейским правилам, касающимся гастрономических отходов.

Пластиковая посуда на борту самолетов может оказаться под запретом
Пластиковая посуда на борту самолета


«Брюссель может быть хочет увидеть изменения в способах ведения бизнеса, а мы также хотели бы их увидеть», – сказал в одном из интервью помощник директора Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) по вопросам авиационной среды Джон Годсон. «Отрасль хотела бы сделать больше, чтобы снизить количество отходов из пластика на борту и минимизировать или изменить гастрономические отходы, но европейское законодательство, касающееся здоровья животных, только мешает этим усилиям», – добавил Годсон. По правилам, которые должны препятствовать распространению болезней, предписывают авиакомпаниям считать все пищевые отходы, прибывающие из-за пределов Евросоюза, опасными и подлежащими сжиганию либо закапыванию на большую глубину.

Подобные правила в отношении пищевых отходов иностранного происхождения применяются в США, Канаде, Новой Зеландии, Чили и Австралии. Предписания, касающиеся рейсов между странами Европейского союза, являются менее строгими, хотя некоторые из органов отдельных стран ЕС применяют общий подход и требуют от авиакомпаний сжигать все отходы из пассажирского салона без учета их страны происхождения.

«Авиакомпании хотели бы использовать биоразлагаемые материалы и инвестировать в них, но если Европейская Комиссия настаивает на их сжигании, то это не имеет значения», – подчеркнул Годсон. «Нам требуется последовательное законодательство, а не противоречащее. Если все виды пластика будут запрещены, то мы окажемся в ситуации, когда нам придется вернуться к керамике, что повлияет на выбросы CO2», – добавил помощник директора IATA. Одновременно Годсон призвал к дискуссии на тему о разнице между влиянием на окружающую среду CO2, тепла, энергии и моющих средств, попадающих в стоки, и сжигаемого пластика.

Фабио Гамба, управляющий директор недавно созданной Airline Catering Association, считает, что влияние новых правил глубоко затронет отрасль. Авиакомпании и их катеринговые поставщики используют пластиковую посуду и упаковку из-за их низкой стоимости, малую массу и практичность. По его мнению, слишком рано оценивать убытки от введения таких решений. Гамба также предупредил о недопустимости перекладывания авиакомпаниями на пассажиров всех расходов, связанных с заменой одноразовых материалов на стабильные. «Сначала мы должны изучить есть ли альтернативы, и какие из них соответствуют применению на борту самолетов, с точки зрения гигиены, стойкости к высоким температурам и длительной сохранности продуктов», – отметил Гамба.

Фабио Гамба ожидает, что Европейский парламент и Совет утвердят новое положение о пластиковой посуде и директива войдет в жизнь в 2020 или 2021. «Мы получаем поддержку от авиакомпаний и пассажиров, но отказ от одноразовой пластиковой посуды и упаковочных материалов за 2-3 года станет для нас большой проблемой», – утверждал он. Во время рейса почти 80 процентов всей пищи и напитков подаются в одноразовой посуде.

Ryanair самостоятельно взял на себя обязательство к 2023 году ввести биоразлагаемые стаканы, деревянные ложки и бумажную упаковку. В то же время Alaska Airlines с 16 июля будет избавляться от пластиковых соломок и заменит пластиковые мешалки, вилки и ложки изделиями из березы и бамбука.

Андрей Бочкарев