Проблема нехватки инструкторов PPL в Европе

Austrocontrol (австрийский орган гражданской авиации – ANSP) бьет тревогу по поводу все более обостряющейся проблемы с нехваткой нужного числа авиационных инструкторов для обучения PPL. Основная причина недобора в том, что многие из инструкторов уходят на пенсию, а многочисленная группа молодых пилотов выбирает по возможности быстрый путь в авиакомпанию, вместо того, чтобы получать налет в работе инструктора. С другой стороны, есть и такой эффект – некоторые пилоты становятся инструкторами на короткий период, чтобы получить необходимые часы налета и почти сразу после курсов CPL/ATPL уходят. Педагогический практический опыт таких инструкторов мизерный, а с точки зрения их старших коллег – вообще недостаточный.


К подобному выводу пришла IAOPA Europe и указала, что правила Part-FCL предусматривают возможность получения вознаграждения инструктором с лицензией PPL FI. Таким образом это уже – коммерческая деятельность. С другой стороны EASA никогда не планировала ввести требование, чтобы знания на уровне CPL были обязательным условием для получения инструкторских полномочий по обучению для PPL. К сожалению, EASA CRD (Comment Response Document) от 2008 года содержит конкретные (часто опирающиеся на коммерческую основу) аргументы, что в таком случае знания из области CPL должны быть обязательными.

Дополнение 1 ICAO требует от авиационных инструкторов обладания теоретическим знаниями на уровне профессионального пилота «соответствующего данной категории воздушных судов». Аргумент, который приводит IAOPA, состоит в том, что допустим ограниченный уровень знаний, но соответствующий требованиям для PPL FI.

Британское отделение AOPA уже провело начальные оценки знаний из области CPL, определив те требования, которые могут быть признанными достаточными, и в качестве примера предлагает сократить около 55 процентов тем из области авиационного права. AOPA UK намерена продолжить деятельность в этом направлении. Предложение J & K по вопросу авиационных экипажей, касающееся инструкторов и экзаменаторов, должны были быть рассмотрены в рамках RTM 0596, но эта группа была включена RMT 01,94, и скорее всего предложение не будет рассматриваться до 2023 года. Между тем проблему нехватки инструкторов требуется решать значительно раньше.

В настоящее время пилот с лицензией PPL, после прохождения курса инструкторов может проводить обучение на лицензию LAPL (FI(A) LAPL). Абсурд такого решения состоит в том, лицензия LAPL содержит меньшие требования к количеству практических часов, из-за чего остается меньше времени на обучение пилота, а сам процесс усложняется.

Андрей Бочкарев