Qatar Airways планирует ранний выход на пенсию самолета A380

Главный исполнительный директор Qatar Airways Акбар Аль Бейкер подтвердил, что с 2024 года авиакомпания откажется от своих 10 самолетов A380. Flight Global сообщает, что глава Qatar Airways сказал, что у A380 будущее в авиакомпании ограничено. Qatar Airways получила свой первый A380 в 2014 году, а последний – только в прошлом году.

Самолеты  A380 авиакомпании Qatar Airways в настоящее время летают в Сидней, Мельбурн, Перт, Бангкок, Франкфурт, Лондон, Париж и Гуанчжоу со своей базы в Дохе.

А380 отличаются от остального флота дальнего следования Qatar Airways. Это единственные самолеты Qatar Airways, у которых есть кабина первого класса, но им не хватает комфортных мест бизнес-класса Qsuite, возможно, лучшего в мире продукта бизнес-класса и фаворита среди пассажиров дальнего следования.

Акбар Аль Бейкер говорит, что Qatar Airways планирует заменить A380 новым Boeing 777X. У них есть 60 судов от производителя. Первый 777X еще предстоит поднять в небо, т.к. первый полет неоднократно откладывался и теперь запланирован на конец 2019 года. Существуют проблемы с двигателями GE9X, и необходима модернизация.

Многие авиакомпании планируют убрать свои A380

Объявление о катарских A380 появилось в связи с тем, что несколько других авиакомпаний недавно объявили о планах заземлить свои A380.

Ранее в этом месяце компания Qantas объявила о том, что с 2029 года она отправит на пенсию 12 своих A380. Аналогично, крупнейший в мире клиент A380, компания Emirates, также подтвердила, что с середины 2030-х годов они будут постепенно отказываться от своих A380. Lufthansa продает шесть из своих 14 судов A380 обратно Airbus в 2022/23 финансовом году, ссылаясь на проблемы рентабельности.

Тем не менее, объявление Qatar показывает, что авиакомпания быстро развивается. В то время как стоимость самолетов A380 обычно амортизируется в течение 10-летнего периода, выход на пенсию любого самолета после всего лишь 10 лет полета является необычным.

Это говорит о том, что рынок коммерческой авиации быстро меняется. Возможно, быстрее, чем ожидало большинство авиакомпаний, когда заказывали А380 в начале и середине 2000-х годов.

Взгляд пилота на ситуацию с A380

В интервью с Australian Frequent Flyer Джон Бартельс, пилот A380 в отставке, говорит:

«Самолет (A380) был разработан для эпохи, которой больше не существует. Они должны были быть на службе около 2000 года или около того, когда такие суда были популярны».

«Расход топлива на пассажира для двухпалубного самолета намного ниже, и A380 работает с большой нагрузкой, он не может работать с меньшей. Другое дело, что это очень большой самолет. Его трудно заполнить, поэтому у авиакомпаний есть проблемы с этим».

«Если бы вы управляли двумя Boeing 787 на маршруте Сидней – Даллас вместо одного A380, то вышло бы примерно одинаковое количество мест. На 787-м немного более высокая загрузка экипажа и расходы на экипаж. Но расход топлива будет меньше, а ваша гибкость с точки зрения маркетинга намного лучше».

«A380 может летать только примерно в 150 аэропортов мира, и даже они весьма ограничены в этом. Boeing 787 может летать куда угодно, также как 777 и A350».

«В первую очередь A380 был побежден Boeing 777, а во вторую – A350».

Что ожидает катарские самолеты A380?

В то время как Airbus будет поддерживать вторичный рынок для своих A380, на данный момент доказано, что этот рынок практически не существует, и есть вероятность, что самолеты A380 компании Qatar Airways окажутся на свалке.

Такие авиакомпании, как Singapore и Malaysian, уже некоторое время пытаются продать некоторые из своих A380, но покупателей нет.

Джон Бартельс считает, что вторичный рынок не будет расти. A380 просто слишком большие, и если крупная авиакомпания, такая как Singapore, не может продать их, то шансы более мелкой авиакомпании, такой как Qatar Airways, продать свои A380, еще меньше.