Работа пускового зажигания частного самолета

Начнем с двухискрового зажигания на одномоторном частном самолете. При запуске мотора ручку переключателя ставим на цифры 1 + 2. Если переключатель поставить в указанное положение, то рабочее магнето будет включено, и мотор будет работать. Переведя ручку переключателя в положение 1+2, начинаем вращать ручку пускового магнето. Ток от пускового магнето попадет в распределители рабочих магнето, а оттуда в соответствующий цилиндр и воспламенит в нем смесь.

Ручку пускового магнето вертят до тех пор, пока мотор не заработает и не будет давать достаточного числа оборотов, чтобы в работу включилось рабочее магнето. Введя рабочее магнето в работу, прекращают вращать ручку пускового магнето, и на этом функции пускового зажигания заканчиваются.

Когда нужно остановить мотор, ручку переключателя переводят на нуль и этим обмотку пускового магнето замыкают через провод низкого напряжения накоротко.


Теперь переходим к схеме двухискрового зажигания многомоторного частного самолета.
Тут в схему зажигания добавлены штепсельные гнезда. Они служат для того, чтобы не ставить для каждого мотора отдельное пусковое магнето, а можно было бы обойтись одним. Штепсельных гнезд ставят по количеству моторов — по два гнезда на мотор. Корпус их сделан из эбонита, а внутри на резьбе поставлена медная втулка. С наружной стороны во втулке имеется отверстие для вилки, а с внутренней стороны к втулке крепится провод, который зажимается винтом или припаивается к втулке.

Выключатель — обыкновенный, авиационного типа. Он служит для отъединения (отключения) конца вилки от пускача, т. е. разрывает линию, так что создаваемый пусковым магнето ток при разомкнутых выключателях не попадает в конец вилки. Если поставить ручку выключателя в нужное положение, а выключатель замкнуть, вилку вставить в штепсельные гнезда мотора и начать вращать ручку пускача, то ток пойдет по проводам высокого напряжения в распределитель к соответствующим свечам, зажжет смесь и мотор частного самолета заработает.

Когда первый мотор запущен, вилки из штепсельных гнезд вытаскиваются и вставляются в гнезда. Выключатель ставится в положение 1+2 и повторяется тот же процесс, что и в первом случае. Так запускаются последовательно все моторы.

Когда моторы запущены, вилки вытаскиваются и выключатель размыкается.

Необходимо остановиться также на аварийном выключателе. Он служит для быстрого одновременного выключения всех моторов, — им пользуются только при авариях; в сеть включен он параллельно. При запуске нужно обращать внимание на то, чтобы аварийный выключатель стоял в положении, обозначенном словом «включено».

Аварийные выключатели бывают разнообразных конструкций, но принцип работы их один и тот же.

Состоит аварийный выключатель из тех же частей, что и пусковой переключатель, с той лишь разницей, что имеет только два положения — выключение и включение, тогда как пусковой переключатель имеет четыре положения.

Переходя к одноискровому зажиганию, начнем с одномоторной схемы. От пускача идет один провод в один из распределителей рабочего магнето, а от переключателя провод идет в пускач. Этот провод служит для выключения пускового двигателя частного самолета.

Когда ручка переключателя стоит на нуле, то не только рабочее магнето выключено, но выключен и пускач. Чтобы включить пусковой мотор, нужно ручку переключателя поставить в одно из трех положений и тогда уже вращать пускач.

Теперь переходим к многомоторной схеме. Разница заключается только в том, что моторы запускаются последовательно один за другим. В настоящее время штепсельные гнезда и выключатели у пускача обычно заменяют высоковольтными переключателями, которые облегчают систему управления пускового зажигания. Есть много разных вариантов и конструкций подобных переключателей, но определенного типа пока не выработано.
Разберем принципиальную схему такого переключателя.

В схеме шесть контактов, седьмой контакт — ручка и клеммы, от которых идут провода в распределители рабочих магнето. Клемма служит для проводки низкого напряжения от пускача, клемма является массой, ручка служит для включения высокого напряжения пускового двигателя. При включении ручки ползунок ставится на контакты и вводит пускач в рабочее положение. Вращая ручку пускового магнето, можно запустить мотор частного самолета.

Новый переключатель стараются ввести потому, что он удобен, легок и занимает меньше места, чем штепсельные гнезда.

Ольга Шошина