SuperJet-100

Рожденный ползать… SSJ-100 признан худшим реактивным самолетом в истории

Статистика – упрямая вещь, но, как показывает практика, не всегда убедительна. Что заставляет производителей выпускать неудачные самолеты, пользователей – эксплуатировать их, а экипаж и пассажиров – подниматься на их борт? Наши эксперты, проанализировав ситуацию сделали вывод, что виной этому – симпатии и антипатии, государственное вмешательство, протекционизм и другие субъективные причины. Побочным эффектом такого анализа стал рейтинг худших реактивных самолетов в истории авиации, который мы предлагаем вашему вниманию.

10. Douglas DC-10

Douglas DC-10
Douglas DC-10

По состоянию на сегодняшний день DC-10 побывал в 33 авариях, в результате которых погибли люди. Самым большим недостатком была неудачна конструкция грузового люка. Это стало причиной первой катастрофы в 1972 году, когда во время полета открылся грузовой люк, что привело к декомпрессии. Самолет удалось посадить, никто не погиб. Очень похожая авария произошла в 1974 году, к сожалению с более трагическими последствиями. За ней последовал двигатель, отвалившийся от крыла во время взлета в 1979 году. Кроме конструктивных недостатков, этот самолет по какой-то причине облюбовали угонщики и террористы. Было 9 попыток угона, один самолет был взорван террористами по заданию ливийского диктатора Муамара Каддафи. Модель остается в эксплуатации по настоящее время в качестве грузового самолета. Сегодня она намного безопаснее благодаря различным модификациям и обновлениям.

9. Ту-144

tu-144
Ту-144

Возможно, одним из самых узнаваемых самолетов в данном списке является это творение КБ Туполева, один из двух сверхзвуковых самолетов (другой – Concorde), который поступил в эксплуатацию в СССР в конце 1970-х годов. В то время как Concorde стал иконой мировой авиации, наспех созданный в стремлении опередить европейцев Ту-144 был его жалким подобием, к тому же смертельно опасным. Первый прототип пассажирского сверхзвукового авиалайнера потерпел крушение во время попытки произвести фурор на авиасалоне в Париже в 1973 году, когда самолет просто развалился в воздухе. Обломками амбиций партийных властей СССР были убиты ни в чем не повинные жители парижского пригорода. Расследование показало, что во время полета произошел отказ 22 из 24 основных систем. Более того, инженеры обнаружили, что два планера, используемых в испытаниях, были очень близки к структурному разрушению. Тем не менее серийное производство Ту-144 было налажено, но, к счастью, он выполнил всего 55 рейсов с пассажирами, прежде чем был навсегда снят с эксплуатации. О нем мы писали более подробно здесь.

8. PZL M-15

PZL M-15
PZL M-15

Разработанная в Польше по заказу Советского союза, эта странно выглядящая модель некоторое время выпускалась серийно. Она была спроектирована для химической обработки полей и в СССР планировалось их закупать их тысячами на замену Aн-2. Но в результате обслуживание PZL M-15 оказалось более дорогим, чем тех самолетов, которых он был предназначен заменить. Ходили слухи, что СССР планировал использовать PZL M-15 для переноски химического и бактериологического оружия во время предполагаемого вторжения в Европу, однако мы не можем знать, правда это или нет. В любом случае советская промышленность всегда ориентировалась на продукцию двойного назначения и заказ полякам поступил довольно странный. В Кремле было принято решение о том, что самолет должен иметь грузоподъемность 2 500 кг, оснащаться турбореактивным двигателем АИ-25 от Як-40 и точка. Польские инженеры почесали затылки и сделали так, как было велено. Результат – налицо. Но он удивил даже дубоголовых заказчиков, которые в итоге умыли руки.

7. Яковлев Як-38

Yakovlev Yak-38
Як-38

Самолет Harrier Jump, которым оснащался британский военно-морской флот, показал вооруженным силам всего мира преимущества вертикального взлета, что вызвало большую зависть в Советском Союзе. Партия дала задание конструкторам сделать самолет лучше, но тем даже не удалось сделать такой же. Як-38 действительно, внешне чем-то напоминал Harrier, но внешностью сходство заканчивалось. Начнем с того, что его дальность была жалкой, как и потуги советских конструкторов повторить успех британцев. Палубный штурмовик с вооружением не мог отдалиться от базы больше, чем на 195 км, иначе возникал риск, что не хватит топлива, чтобы вернуться. Еще более абсурдным был тот факт, что самолет мог летать в жаркую погоду только 15 минут, кроме того, средний налет на один отказ составлял 22 часа. Даже в советских ВВС Як-38 стал объектом насмешек и темой для частушек – “В небе реет грозный Як. Як о палубу х…к”.

6. Bristol-188

Bristol-188
Bristol-188

Этот самолет побил рекорд скорости в 1947 году, преодолев звуковой барьер, который вдохновил различные военно-воздушные силы по всему миру на создание собственных быстрых опытных самолетов. Британский Bristol-188 был разработан, чтобы летать на скорости 2,6 Маха, но был смертельно опасен. Его топливные баки протекали во время полета, и он даже не мог оторваться от земли, пока не набирал со скоростью 300 миль в час, что требовало очень длиной взлетно-посадочной полосы. Самолет также наотрез отказался приближаться к скорости Мах 2, не говоря уже о Мах 2.6. После того, как Королевские ВВС вложили в этого белого слона 20 миллионов фунтов стерлингов, проект был закрыт.

5. МиГ-23

МиГ-23 худшие самолеты мира
МиГ-23

Немногим советским летчикам и их коллегам из социалистических стран удавалось оценить качества и характеристики западных самолетов. С другой стороны западным летчикам и специалистам часто доставались захваченные союзниками США или переданные сателлитами СССР советские истребители.

Несмотря на технологическую отсталость советских самолетов летчики-испытатели, авиационные эксперты и технические специалисты в целом давали хорошую оценку простым в управлении и эксплуатации МиГ-21, но не его преемник МиГ-23, считался ими кошмаром и мировой скорбью авиастроения. Так думали не только западные специалисты, но и летчики и механики из СССР и тех стран, которым этот истребитель поставлялся. По словам одного бывшего советского летчика, молодые коллеги ненавидели летать на нем.

Часть МиГ-23 поступила в американскую 4477 эскадрилью, которая занималась испытаниями и изучением зарубежных конструкций. Как оказалось, НАТО не спроста дало этому самолету садомазохистское название “Frogger” (бичеватель).

Впечатленное успехом американского F-4 Fantom, партийное руководство СССР дало задание конструкторскому бюро Микояна создать нечто подобное. Те, вероятно, хотели как лучше, но получилось как всегда. Т.е. плохо. Главная проблема заключалась в том, что по требованию руководства, самолет должен быть сверхзвуковым, но при этом оперировать с неподготовленных аэродромов. Надо понимать, что это очень противоречивое задание.

Тяжелое и мощное шасси в сверхзвуковой самолет вписывается не очень хорошо. Чтобы его скомпоновать, пришлось установить двигатели в крайне недоступном для обслуживания месте. А качество советских двигателей всегда оставляло желать лучшего, поэтому МиГ-23 был кошмаром не для противника, а для собственных механиков.

4. Ил-62

Ил-62
Ил-62

Этот пассажирский самолет был призвать стать флагманом советской авиации и стал, но при этом получил прозвище убийцы пассажиров. Более комфортабельный, чем предыдущие самолеты советского производства, восхищал пассажиров, привыкших к спартанским условиям. Но с надежностью у него были большие проблемы. Казалось бы четыре двигателя должны были обеспечить высокий уровень безопасности. Как хвалились конструкторы, самолет мог летать с двумя неработающими двигателями. Правда, это всего лишь теория. Да, на практике тоже можно было просто выключить один двигатель, другой двигатель и лететь. Вроде практика подтверждала теорию, только проблема в том, что авария двигателя и его выключение – разные вещи. В первом случае он мог разлететься и повредить остальное оборудование самолета, в том числе управление хвостовым оперением со всем вытекающими. А дублирование систем предусмотрено не было.

Самолет позиционировался как первый дальнемагистральный авиалайнер. Но и с этим были проблемы. Навигационная система была крайне отсталой и прокладывая курс, например, над Атлантикой, можно было так ошибиться, что дотянуть до запасного аэропорта не представлялось возможным.

Было выпущено всего чуть более 200 штук, более 20 потеряно в авариях и катастрофах, которые унесли жизни более 1000 человек. Более опасного самолета история не припомнит. Разве только Ту-154. Но о нем позже.

3. Ту-154

Ту-154
Ту-154

Ту-154 – самый популярный советский реактивный самолет, производившийся с 1972 по 2013 год. Учитывая высокую аварийность, массовость продолжительность производства этого самолета вызывает изумление. Так, из сотни крупнейших авиакатастроф мира, в неполном десятке участвовали Ту-154. Самолет даже экспортировался в страны-сателлиты Советского союза, главным образом в те, где жизнь пассажиров ценилась меньше, чем дружба с Большим Братом. По рейтингу нашего портала, он занял второе место среди “самолетов-убийц” сразу после Ил-62/М.

Главным недостатком этого самолета пилоты считают сложность управления и непредсказуемость поведения при взлете и посадке. Самолет морально устарел примерно через 10 лет выпуска. К конструктивным недостатком можно добавить необходимость большого экипажа для управления и низкая топливная эффективность. Тем не менее решение о снятии его с производства и постепенном выводе из эксплуатации в России было принято только после того, как один из экземпляров принадлежащий министерству обороны, рухнул в Черное море.

2. Як-42

Як-42
Як-42

Як-42 разрабатывался для замены Ту-134. Принят в эксплуатацию в 1980 году, через 3 года после первого полета. Уже через два года произошла первая авиакатастрофа. Самолет, выполнявший рейс SU-8641 по маршруту Ленинград—Киев, через 1 час 50 минут развалился в воздухе над Белоруссией. Погибло 132 человека – все находившиеся на борту. К чести тогдашнего СССР, были признаны конструктивные недостатки и производство самолета приостановлено. Оно возобновилось только в 1984 году и, и несмотря на продолжающиеся аварии и катастрофы с участием этой модели, продолжалось почти 20 лет – до 2003 года.

Тогда на замену морально устаревшим советским самолетам авиакомпании стали покупать модели западных производителей и спрос на отечественную технику упал. Як-42 находится в коммерческой эксплуатации некоторыми перевозчиками. Хотя ставился вопрос о ее запрете после того, как произошла очередная авиакатастрофа под Ярославлем, в которой погибла хоккейная команда “Локомотив” из этого города.

Кроме того, что самолет был ненадежным, он был и крайне неудобным. Пассажиры, имевшие сомнительное счастье полетать на этой машине, отмечают, что им особенно запомнилась маленькая дверь, которая заканчивается на высоте груди взрослого человека и заставляет его сильно наклоняться при посадке и выходе из самолета. К этому следует добавить неудобные сиденья и незакрепленные элементы, которые во время полета создают впечатление, что они вот-вот отвалятся.

1. SSJ-100

злополучный
SSJ100

Первое место в нашем антирейтинге справедливо занял пресловутый SSJ-100. Несмотря на рекламную шумиху, которой сопровождалось оглашение программы первой российской конструкции, интерес авиакомпаний был к нему не большой и мало кто из авиационных экспертов обращал внимание на появление очередной скорби мирового авиастроения, пока один из демонстрационных образцов не вляпался в гору во время рекламного полета для индонезийского рынка. Совместная российско-индонезийская комиссия каким-то чудом нашла в катастрофе вину пилотов. Индонезийский потенциальный лаунч-клиент в ответ на это пожал плечами, но не счел доводы сторон убедительными и на всякий случай снял заказ.

На этом эпопея не закончилась. Когда страсти вокруг первой катастрофы поулеглись, SSJ-100 удалось навязать нескольким иностранным авиакомпаниям. И тут проявились не только недостатки “СуперДжета”, но и полная маркетинговая бездарность сотрудников ОАК, производящей этот самолет. Частые поломки можно было бы скрыть быстрой поставкой запасных частей. Но видимо возиться с такой мелочью после продажи самолетов и получения денег было уже не интересно. Иностранные эксплуатанты остались один на один со своими проблемами, после чего стали отказываться от эксплуатации и возвращать бесполезные воздушные суда, которые еще не были разобраны на запчасти.

После трагической авиакатастрофы в марте прошлого года настороженность, с которой принимали самолеты российские авиакомпании, сменилась страхом за жизнь своих клиентов и терпение многих лопнуло. Несколько российских перевозчиков, которые уже смирились с низкой экономической эффективностью этих самолетов, попытались отказаться от опасных “суперджетов”. Но не тут-то было. В этой стране не все так просто устроено. Оригинальное решение нашла авиакомпания “Якутия”, которая отправит свои SSJ-100 подальше от своих пассажиров – в Африку с гуманитарной миссией.

Самым большим и трудноустранимым недостатком “суперджетов” считаются двигатели. Они были специально разработаны для этой модели и производятся совместной французко-российской компанией. Большинство современных производителей применяют на своих самолетах более или менее унифицированные двигатели имеющие аналоги у других моторостроителей, поэтому при возникновении проблем по согласованию с заказчиком можно заменить на альтернативный.

Среди других часто встречающихся неисправностей – трещины в фюзеляже в районе крепления хвостового оперения, течи гидравлики в шасси, сбои в работе электрооборудования. Последний недостаток, по всей видимости, стал причиной трагической авиакатастрофы в марте прошлого года. Официально признана вина пилота, но если она и есть, то только в том, что он не смог безопасно посадить неисправный самолет. Очень сомнительная вина.

В результате конструктивных недоработок “суперджет” эксплуатируется в разы реже, чем его импортные конкуренты. Суточный налет у различных перевозчиков редко превышает 4-6 часов в то время как другие летают по 12-16. Тем не менее этот самолет вошел в историю авиации…. как единственный от которого отказалось больше клиентов, чем заказало. Что ж, рожденный ползать летать не может.

Андрей Бочкарев