Семейство Airbus A330neo. Подводим итоги

Как мы уже сообщали на страницах нашего портала, прошлый понедельник (26 ноября) Airbus поставил первый в мире A330-900neo авиакомпании TAP Air Portugal. В данной статье мы решили обобщить информацию о новейшей широкофюзеляжной модели от производителя из Тулузы.Презентация проекта A330neo в 2014 году.

Все началось с того, что в 2014 году Наблюдательный совет Airbus решил, что проект A330neo станет реальностью. Это решение было оглашено на международном авиасалоне в Фарнборо (FIA 2014). Новые A330-800neo и A330-900neo в основном предназначены для конкуренции с Boeing 787-9 и 777-200, но могут также нанести вред программе A350-900. Хотя это категорически исключают представители производителя из Тулузы, утверждая, что A330neo – идеальный самолет для подготовки сети сообщений и перевозчиков для приобретения и ввода в эксплуатацию больших A350.

«В последние годы A330 прошел долгий путь. Мы рады, что мы можем предложить преимущества и надежность A330 для все большего числа авиакомпаний. Это самый популярный самолет в своей категории, и похоже, что таким он и останется в версии neo», – сказал Джон Лихи, тогдашний исполнительный директор Airbus один из творцов успеха A330.

Складываемые шакрлеты A330-350
Складываемые шакрлеты A330-350

Идея модифицировать A330 родилась после начала тестов шарклетов (изогнутых законцовок крыльев) в семействе A320. Они позволили добиться большего, чем ожидалось, повышения производительности. На разработке нового варианта настаивали производители двигателей и некоторые авиакомпании. Базирующийся на проверенной экономике, универсальности и надежности самого популярного A330, A330neo потребляет меньше топлива, еще на 14 процентов на одно место по сравнению с нынешним A330, что сделает их одним из самых экономичных, среднемагистральных самолетов большой вместимости на рынке.

A330-800neo и A330-900neo

A330neo выпускается в двух версиях: A330-800neo и A330-900neo. Они оснащаются двигателями Rolls-Royce Trent 7000 последнего поколения с большим диаметром крыльчатки (112 дюймов). Крылья самолета выполнены по образцу A350, в результате чего их размах составляет от 60,3 м до 64 м. Новые машины также берут на борт на 6 и 10 пассажиров больше соответственно в типичной двухклассной конфигурации. A330neo обеспечивает дополнительную дальность в 400 морских миль, что означает в общей сложности 6 550 морских миль для A330-900 (12,1 тыс. км) и 7500 м.м. для A330-800 (13 900 км).

Сравнение моделей семейства 330neo
Сравнение моделей семейства 330neo

Более крупный A330-900neo уже завершил все испытания, а в сентябре Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) выпустило для него Сертификат Типа. Процесс приемки показал, что машина соответствует требованиям всех правил авиационной безопасности и охраны окружающей среды, выдвигаемых EASA. Несколько недель спустя такие же сертификаты были выданы американской FAA, и машина также получила сертификат ETOPS. Благодаря этому A330-900neo уже доставлен первому заказчику – авиакомпании TAP Portugal.

Между тем, меньший A330-800neo, немногим более года позже первого полета A330-900neo, начал программу летных испытаний. Программа сертификации A330-800neo будет охватывать около 300 часов полета. Это откроет путь для получения всех разрешений во втором квартале 2019 года. Ожидается, что первый самолет поступит в Kuwait Airways в конце 2019 года.

Что нового в A330neo?

A330neo должен обеспечить 14-процентное снижение расхода топлива в расчете на одного пассажирское место. Обе версии A330-800 и A330-900 имеют новые крылья, вдохновленные A350, оснащены изогнутыми шарклетами и двигателями Rolls-Royce Trent 7000, а интерьером салона стала концепция Airspace от Airbus.

Новый A330neo обладает инновациями и технологиями, которые были усовершенствованы в моделях A330 и A350 XWB, включая составные законцовки крыла, двигатели и внутренние системы нового поколения. Обе линейки продукта хорошо дополняют друг друга с точки зрения полезной нагрузки и дальности – они отвечают различным требованиям к транспортировке и прекрасно работают вместе. Использование одного и того же типа иллюминаторов салона является еще одной чертой, объединяющих эти самолеты.

Кроме того, общие решения для типов A330 и A350 означает, что пилоты, которые обучаются и летают на A330, могут начать подготовку к полетам на A350, пройдя только ознакомление с различиями между двумя самолетами. Новый вариант дает значительное сокращение расходов для авиакомпаний, поскольку такое обучение не требует использования полного наземного симулятора полета. Это позволяет снизить на 65 процентов время подготовки пилота до восьми дней по сравнению со стандартным периодом обучения. Общие принципы управления для этих типов также позволяют создать группу пилотов, которые могут летать как на A330, так и на A350 в одном флоте (SFF), что увеличит гибкость оперативного планирования.

Пассажиры A330neo и A350 XWB будут в равной степени обеспечены высоким уровнем комфорта и новыми технологиями, такими как интернет-связь в качестве стандартного оборудования, новое внутреннее светодиодное освещение с неограниченной регулировкой цвета и интенсивности света, системой бортовых развлечений нового поколения (IFE), а также удобными, широкими креслами. Конечно, пассажирский салон в случае с A330 немного уже и ниже, поэтому он не полностью соответствует A350, но по другим параметрам интерьер идентичен.

О программе A330

Семейство A330 – это самая популярная модель Airbus с широким фюзеляжем, а также и один из самых популярных в мире самолётов. Французский производитель получил заказы на 1733 авиалайнеров, больше только у B777, которых заказано 1990 штук. На данный момент уже поставлены 1424 штук A330, и большинство контрактов (1011) – на большие варианты -300 и -900neo. С апреля 2013 года A330 выпускаются темпами по 10 единиц в месяц. В настоящее время 309 самолетов A330 ожидают поставки, в том числе 10 в грузовой и 10 в военной версиях.

Европейский производитель инвестирует в разработку модели около 150 миллионов евро в год. В последние годы семейство A330 подтвердило соответствие требованиям 240-минутного ETOPS (особые требования к выполнению полётов на двухмоторном самолёте над безориентирной местностью), прошло сертификационную процедуру RNP-AR и получило новые двигатели. В 2015 и 2016 годах были введены в эксплуатацию два новых варианта A330: со сниженной до 199 тонн стартовой массой (для региональных рейсов в основном в Азии) и увеличенным до 242 тонн (с дополнительным топливным баком).

Темпы роста продаж  A330 и B787
Темпы роста продаж A330 и B787

Подводя итоги

A330neo, безусловно, представляет собой удачную реакцию Airbus на ужесточение конкуренции в сегменте широкого корпуса. Обновленная версия A330 имеет много интересных решений, взятых из совершенно нового проекта, которым является A350. Это, несомненно, очень хорошая машина для тех авиалиний, у которых, как у TAP, имеются во флоте A330 или A340-300, но для которых A350 по-прежнему слишком велик. Благодаря A330neo авиакомпании имеют шанс стабилизировать свою сеть сообщений и ее прибыльность, прежде чем выбирать из более крупных машин. Конечно, этот проект никоим образом не ставит под угрозу программы A350 или B787, потому что это совершенно новые конструкции, но он наверняка ухватит большой кусок от пирога, называемого рынком широкофюзеляжных самолетов.

Андрей Бочкарев