Сокращение флота, регионализация, экология – основные тренды авиационной отрасли на ближайшее десятилетие

В то время, когда  на наших глазах авиационная отрасль меняется перед лицом пандемии коронавируса, бразильский производитель самолетов Embraer публикует отчет “2020 Commercial Market Outlook”, в котором излагаются тенденции развития коммерческой авиации на следующее десятилетие с особым упором на сегмент коммерческих самолетов вместимостью до 150 мест.
Прогноз роста пассажиропотока в 2029 году
Прогноз роста пассажиропотока в 2029 году

В отчете, подготовленном бразильским производителем, выявляются тенденции, складывающиеся в настоящее время на авиационном рынке, которые, по мнению его авторов, будут влиять на развитие отрасли,  факторы, влияющие на форму будущего парка воздушных судов, а также регионы мира, которые будут характеризоваться наибольшим спросом в секторе коммерческой авиации.

“Нынешняя глобальная пандемия вызывает фундаментальные изменения, которые меняют структуру воздушного движения и потребность в новых самолетах”, –  утверждают аналитики Embraer, указывая на четыре основных фактора будущего развития.
Изменение размера флота
Embraer, как и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), прогнозирует возврат к уровню пассажиропотока с 2019 года в 2024 году, при этом процесс восстановления  будет проходить в два этапа. При этом  внутренние воздушные перевозки восстановятся на 12 месяцев раньше, чем международные. В этом десятилетии объем перевозок в пассажиро-километрах (RPK) вырастет в среднем на 2,6 процента  в год, что показывает 19 процентов снижения пассажиропотока в 2029 году по сравнению с предыдущими предположениями.
Так как прогнозы с 2019 года  устарели, авиакомпаниям придется соответствующим образом скорректировать свои планы и адаптироваться, чтобы иметь возможность развиваться на основе ограниченной базы спроса. Авторы отчета также считают, что авиакомпании постараются лучше подготовиться к будущим колебаниям спроса или даже к будущим кризисам. Это станет возможным благодаря более универсальному парку самолетов различных предложений, что поможет противодействовать эффектам замедления роста воздушного движения.
Изменение привычек пассажиров
“Мы уже заметили изменения в поведении пассажиров и в использовании ими авиаперелетов. Вероятность того, что временные поведенческие изменения станут постоянной нормой, увеличивается, чем дольше люди привыкают к определенным обстоятельствам. Это относится как к привычкам деловых путешественников, так и отправляющихся на отдых”, – говорится в отчете.
Факторы, влияющие на привычки пассажиров
Факторы, влияющие на привычки пассажиров
Исследование показывает, что, хотя популярность удаленной работы будет расти, децентрализация существующих бизнес-центров приведет к повышению мобильности талантливых сотрудников. В свою очередь, в сегменте туристических путешествий возрастет популярность более коротких поездок.
Растущее значение экологии и районирования
Embraer прогнозирует, что авиакомпании будут уделять больше внимания приобретению более эффективных и экологически чистых типов самолетов. Перевозчики и производители, получающие государственную помощь, столкнутся с растущим политическим давлением со стороны правительств с целью внедрения более экологичных технологий. Также в случае коммерческого финансирования доступность кредитных линий все чаще зависит от соблюдения экологических требований, поскольку становится общепринятым мнение, что компании, ориентированные на ESG (окружающая среда, социальная сфера, управление), достигают лучших результатов на рынке.
Аналитики Embraer считают, что после пандемии компании будут стремиться защитить свои цепочки поставок от негативных внешних факторов, переместив свою коммерческую деятельность ближе к штаб-квартире и сосредоточив внимание на внутренних операциях. В отчете говорится, что такая ситуация позволит  создавать новые маршруты для потока деловых и торговых потоков и, как следствие, повлияет на то, как люди путешествуют.
5,5 тыс. меньших самолетов к 2029 г.
На протяжении многих лет в большинстве прогнозов о состоянии воздушного движения Азиатско-Тихоокеанский регион был лидером роста. Это не исключено и в последнем исследовании Embraer, согласно которому в ближайшее десятилетие перевозки  RPK в регионе будут расти в среднем на 3,4 проц. ежегодно.
По оценкам Embraer, для восстановления и увеличения объема авиаперевозок авиационной отрасли потребуется 5,5 тысячи новых самолетов из сегмента до 150 кресел. По словам авторов отчета, к 2029 году в сегменте на 150 мест будет поставлено более 4,4 тысячи самолетов. 75 процентов из поставок будет использовано для замены существующего парка техники, используемой в парке авиакомпаний, а 25 процентов самолетов  будут обслуживать растущий воздушный поток. Наибольшее количество новых малых самолетов поступит в авиакомпании Северной Америки (более 1500) и Азиатско-Тихоокеанского региона (более 2200).
К 2029 году авиакомпаниям по всему миру  будут поставлено около 1080 турбовинтовых самолетов. Больше всего, около 490 единиц, будет доставлено авиакомпаниям Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона. Вторым по значимости регионом, куда пойдут турбовинтовые самолеты, станет Европа (190 единиц).
Проблемы, стоящие перед отраслью в Европе
Восстановление внутренней сети рейсов в нынешних условиях слабого спроса будет самой большой проблемой, с которой столкнутся европейские авиакомпании. “Для традиционных перевозчиков очень важно сосредоточиться не на увеличении предложения, а на частоте сообщений, поскольку это лучший способ защиты от конкуренции со стороны бюджетных авиакомпаний”, – считают эксперты Embraer.
Факторы, влияющие на привычки пассажиров
Факторы, влияющие на привычки пассажиров
Отчет Embraer свидетельствует о том, что перевозчики с континента также столкнутся с конкуренцией со стороны обычных и высокоскоростных железных дорог (HSR), включая конкуренцию, поддерживаемую действиями правительства, запрещающими полеты по некоторым более коротким маршрутам. По расчетам экспертов Embraer, конкуренция со стороны железных дорог напрямую скажется на 3,2 проц.  предложение на авиамаршрутах до 5000 км.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе у авиационной отрасли в Европе есть шанс стать лидером зеленого движения, став предшественником “зеленых технологий”, таких, как биотопливо, гибридные авиационные силовые установки и водородные элементы. “История показывает, что европейские авиакомпании возглавили движение за большую экологическую ответственность и идеально подходят для увеличения спроса на самолеты нового поколения”, – говорится в исследовании.
Embraer, один из крупнейших мировых поставщиков коммерческих самолетов на 150 мест, с 1969 года поставил более 8000  машин, в том числе из семейства E-Jet.
“Краткосрочные последствия пандемии имеют долгосрочные последствия для растущего спроса на пассажирские самолеты. Наш прогноз относится к уже возникающим тенденциям – ускоренному выводу из эксплуатации старых и менее эффективных самолетов, предпочтению более прибыльных и небольших самолетов, которые лучше работают при более слабом спросе, и растущей важности национальных и региональных сетей воздушных сетей в восстановлении воздушного транспорта.  Самолеты на 150 мест будут иметь ключевое значение для того, как быстро восстановится наша отрасль”, – сказал Арьян Мейер, президент и президент правления Embraer Commercial Aviation.
Андрей Бочкарев