США и Китай – заклятые партнеры по авиационному бизнесу?

В своем  стремлении создать новые рабочие места в США президент Трамп представляет Китай в  образе экономического врага, но сотни американских граждан в таких штатах, как Миннесота, Техас и Висконсин, – благодарны китайским работодателям за предоставленную ими работу.
За последние 10 лет китайские инвесторы приобрели три известных бренда, выпускающих самолеты для авиации общего назначения: Cirrus, Enstrom и Mooney. Европейские компании, такие как Acro, AIM Altitude, Diamond Aircraft, Gardner Aerospace, SR Technics и Thompson Aero Seating, также находятся под контролем китайских компаний.

Какое-то одно поколение назад, предложение продать этот тип «национальных активов» иностранцам, не говоря уже о лицах из страны, контролируемой коммунистической партией, вызвало бы негодование. Сегодня, когда отечественным инвесторам не хватает финансовых ресурсов для рекапитализации бизнеса и ускорения его развития, китайские деньги горячо приветствуются.

Они превратили Cirrus из частного семейного бизнеса в предприятие, способное разрабатывать, сертифицировать и производить одномоторный бизнес-самолет. Gardner, который десять лет назад был в состоянии упадка, развивается в Великобритании и строит завод в Китае.

Конечно, есть потенциальные недостатки таких решений, но до сих пор те, кто купил западные компании, по-видимому, ценят как человеческий капитал, так и доступ к местной цепочке поставок, которая сопровождает их приобретение. Кроме того, китайский авиационный сектор не обладает необходимыми навыками работ в узкоспециализированных областях, таких как производство композитов.

Отношения с Пекином очень сложны, тем более, что Поднебесная империя является ключевым экспортным рынком для западной авиационной промышленности, а деньги Китая являются значительной прибылью для компаний, предлагающих инновационные и перспективные продукты, которые не могут найти финансирование на внутреннем рынке.

Андрей Бочкарев