Страницы истории авиации: Ambrosini Sagittario – экспериментальные итальянские реактивные самолеты

Построенный в 1950-х годах, Ambrosini Sagittario был разработан для исследования самолетов со стреловидным крылом, а версия Sagittario 2 должна была стать основой для создания легкого перехватчика. Однако этого не произошло, но Ambrosini Sagittario 2 вошел в историю как первый итальянский самолет, преодолевший звуковой барьер.

Ambrosini S.7
Ambrosini S.7

История Ambrosini Sagittario началась в 1939 году, но с совершенно другого самолета. На заводе Ambrosini инженер Серджио Стефанутти начал работу над специальным гоночным самолетом Ambrosini S.7, который должен был принять участие в гонке IV Avioraduno del Littorio. Были построены два прототипа этого самолета, которые совершили полет в июле 1939 года, но из-за несоблюдения сроков в гонке не участвовали.
Ambrosini S.7 имел длину 8,1 м, размах крыла 8,8 м и максимальную взлетную массу 1317 кг. Использовались различные двигатели, но самым важным из них был шестицилиндровый Alfa Romeo 115-ter мощностью 225 л.с. обеспечивающий максимальную скорость 358 км/ч, крейсерскую – 264 км/ч. Запас хода при этом составлял 1000 км.

В ходе наземных тестов и испытательных полетов эти самолеты показали себя очень хорошо, что привлекло внимание военных. В 1943 году была произведена небольшая партия из 10 слегка доработанных самолетов этого типа, которые поступили на вооружение как учебно-тренировочные. После войны работы над машиной были продолжены, и в 1949 году было начато производство 145 модернизированных машин.
Опыт работы над этими самолетами привел к запуску проекта Ambrosini Sagittario. Он использует фюзеляж S.7 с модифицированным хвостом, стреловидными крыльями и … реактивным двигателем Turbomec Marboré. Был создан один прототип был, который совершил первый полет 5 января 1953 года. Максимальная скорость самолета составляла 560 км/ч. Также стоит добавить, что при этом он имел деревянную конструкцию, такую ​​же, как и S.7.

Ambrosini Sagittario
Ambrosini Sagittario

Sagittario был полностью экспериментальным проектом, который не предназначался для массового производства. Вместо этого в 1956 году была построена версия Sagittario 2, которая должна была стать прототипом легкого истребителя для ВВС Италии.

Самолет совершил полет 19 мая 1956 года. В нем использовался существенно переработанный фюзеляж Sagittario, но самым большим отличием была цельнометаллическая конструкция. Машина имела длину 9,5 м при размахе крыла 7,5 м, а максимальная взлетная масса составляла 3293 кг. Силовой установкой служил двигатель Rolls-Royce Derwent 9, который обеспечивал максимальную скорость 1006 км/ч и запас хода 765 км. Вооружение должно было состоять из двух 30-мм пушек и крюков под крыльями для двух 227-кг бомб, пушек или ракет.

Было построено два прототипа, один из которых достиг скорости 1,1 Маха во время полета в пикировании. Это был первый итальянский самолет, достигший такой скорости. Хотя машина хорошо себя зарекомендовала, она не была пригодна для массового производства. Вместо этого Серхио Стефанутти решил использовать полученный опыт для разработки более перспективного конструкции, которой стал Aerfer Ariete.

Ambrosini Sagittario 2
Ambrosini Sagittario 2

Эта машина должна была быть типичным реактивным истребителем. Было построено два прототипа, первый из которых поднялся в воздух 27 марта 1958 года. Длина машины составляла 9,6 м, размах крыла – 7,5 м, взлетная масса – 3535 кг. Силовая установка состояла из двух турбореактивных двигателей – Rolls-Royce Derwent 9 и Rolls-Royce RSr.2 Soar. Они обеспечивали максимальную скорость 1125 км/ч. Вооружение должно было состоять из двух 30-мм пушек.

Снова были построены только два прототипа. Проект не был реализован, так как машина была признана неудачной. На этом этапе программа была закрыта, и работы на этой серией реактивных самолетов не продолжались.

Андрей Бочкарев